Светлана Валерьевна Полетыкина,
педагог-психолог,
Алина Ивановна Шевергина ,
заместитель директора по ИТК,
Екатерина Михайловна Маркова,
заведующая библиотеклй,
Нина Михайловна Мелехова,
Библиотекарь,
МОУ «Гимназия № 1»
г.Минусинск, Красноярский край
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА
Актуальность исследования определяется
необходимостью:
- обеспечения оптимального профессионального выбора учащимися школы как важного
условия их успешной социализации и вхождения в общество;
- подготовки конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного
работника;
- удовлетворения потребности общества в значительном повышении уровня общей и
профессиональной культуры граждан, формирования новых ценностных ориентиров в
соответствии с индивидуальными особенностями личности;
- формирования ранней мотивации учащихся на выбор профессии и труд
путем определения их четких жизненных целей;
- разработки интегрированного содержания и методики организации
профессиональной ориентации учащихся школ при совместной деятельности
коллективов школ и окружающих их учреждений;
- проектирования системы повышения квалификации учителей, просвещения родителей
и работников окружающего школу социума по организации профессиональной
ориентации учащихся;
- укрепления организационно- методических связей школы с коллективами
окружающих школу учреждений и предприятий, куда в конечном итоге будут
трудоустраиваться выпускники школы.
Анализ практических действий школьников в классе:
- анкетирование; проведение бесед-интервью; метод обобщения независимых
характеристик; прогнозирование; профессиональная диагностика; изучение личности
школьника в целях профориентации через статистические, аппаратурные и тестовые
методы; профпросвещение; профконсультации; профотбор; методы организации и
самоорганизации учебно-познавательной деятельности, самоконтроля, самоанализа;
педагогическое проектирование;
- педагогический эксперимент по выявлению эффективности системы совместных
действий коллективов школы и учреждений окружающего ее социума по поэтапной подготовке
учащихся к выбору профессии.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В
ПОМОЩЬ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
Одной из основных подсистем профориентации является информирование
посредством Интернет.
Профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях
приобретения различных профессий через Интернет, чат-общение, виртуальные
экскурсии.
Существует два основных
направления ориентации подростков на профессии:
– профессиональная пропаганда и
профессиональное просвещение;
– развитие интересов, склонностей,
способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды
учебной и внеучебной деятельности.
Ключевую роль в
профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях,
организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его
требованиях к организму и личности человека, возможностях
профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры);
информация о текущем и перспективном кадровом спросе.
Выбор профессии, принятие
решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации
по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания
каждым клиентом.
Полноценное
профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:
·
достоверность
(объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное
обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и
риска);
·
актуальность
(соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям
клиентов);
·
перспективность
(показ профессии в развитии, раскрытие возможностей
профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе
путем освоения смежных профессий);
·
обновляемость
(своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и
условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках
профессионального обучения, перспективах трудоустройства);
·
доходчивость
(ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);
·
привлекательность
и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных
материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).
Профинформация,
характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих
сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром
неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности.
Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и
самоопределению в мире труда и профессий.
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Библиотека – информационная
гарантия вашего успеха.
Роль посредника между информационными ресурсами,
способствующими профессиональной ориентации и ребенком выполняет именно школьный
библиотекарь.
Для того, чтобы правильно и эффективно вписать библиотечные
формы работы в общую работу школы по профориентации, библиотекарь должен знать
основы ее организации, возвратные психологические особенности учащихся именно в
контексте выбора профессии
Сегодня почти половина ребят к окончанию школы не знают, куда идти
учиться, выбирают профессию по совету родителей, друзей, не имея
представления о содержании будущей работы и ее перспективах.
Кто будет нужен через пять лет, к сожалению, сказать трудно — наша
экономика не может выдать четкие цифры, сколько и какие кадры понадобятся по
отраслям. Но вот некоторые тенденции, которые проявляются в требованиях
работодателей, могут сориентировать на завтрашний спрос.
Организуя определенным образом информационно-коммуникативное пространство
школы, мы можем оказывать позитивное влияние на развитие личности школьника в
сфере профессионального самосознания.
Проводя Дни библиографии Тема: «Найди свою профессию»,
Выставки просмотры «Мир современных профессий»,
«Библиотека – в помощь поискам призвания»
Библиодосье «Вакансии будущего».
|