1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Свободная трибуна

Полетыкина С. и др. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА

Светлана Валерьевна Полетыкина,

педагог-психолог,

Алина Ивановна Шевергина ,

заместитель директора по ИТК,

Екатерина Михайловна Маркова,

заведующая библиотеклй,

Нина Михайловна Мелехова,

Библиотекарь,

 МОУ «Гимназия № 1»

г.Минусинск, Красноярский край

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА

 

Актуальность исследования определяется необходимостью:
- обеспечения оптимального профессионального выбора учащимися школы как важного условия их успешной социализации и вхождения в общество;
- подготовки конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного работника;
- удовлетворения потребности общества в значительном повышении уровня общей и профессиональной культуры граждан, формирования новых ценностных ориентиров в соответствии с индивидуальными особенностями личности;
- формирования ранней мотивации учащихся на выбор профессии и труд
путем определения их четких жизненных целей;
- разработки интегрированного содержания и методики организации профессиональной ориентации учащихся школ при совместной деятельности коллективов школ и окружающих их учреждений;
- проектирования системы повышения квалификации учителей, просвещения родителей и работников окружающего школу социума по организации профессиональной ориентации учащихся;
- укрепления организационно- методических связей школы с коллективами окружающих школу учреждений и предприятий, куда в конечном итоге будут трудоустраиваться выпускники школы.

Анализ практических действий школьников в классе:
- анкетирование; проведение бесед-интервью; метод обобщения независимых характеристик; прогнозирование; профессиональная диагностика; изучение личности школьника в целях профориентации через статистические, аппаратурные и тестовые методы; профпросвещение; профконсультации; профотбор; методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности, самоконтроля, самоанализа; педагогическое проектирование;
- педагогический эксперимент по выявлению эффективности системы совместных действий коллективов школы и учреждений окружающего ее социума по поэтапной подготовке учащихся к выбору профессии.

 

СОВРЕМЕННЫЕ  ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 

Одной из основных  подсистем профориентации является информирование посредством Интернет.

Профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий через Интернет, чат-общение, виртуальные экскурсии.

Существует два основных направления ориентации подростков на профессии:

      профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

      развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

·       достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

·       актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

·       перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

·       обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

·       доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

·       привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

 

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

 

Библиотека – информационная

гарантия вашего успеха.

Роль посредника между информационными ресурсами, способствующими профессиональной ориентации и ребенком выполняет именно школьный библиотекарь.

Для того, чтобы правильно и эффективно вписать библиотечные формы работы в общую работу школы по профориентации, библиотекарь должен знать основы ее организации, возвратные психологические особенности учащихся именно в контексте выбора профессии

Сегодня почти половина ребят к окончанию школы не знают, куда идти учиться, вы­бирают профессию по совету родите­лей, друзей, не имея представления о содержании будущей работы и ее перс­пективах.

Кто будет нужен через пять лет, к сожа­лению, сказать трудно — наша экономика не может выдать четкие цифры, сколько и какие кадры понадобятся по отраслям. Но вот некоторые тенденции, которые проявляются в требованиях работодате­лей, могут сориентировать на завтраш­ний спрос.

Организуя определенным образом информационно-коммуникативное пространство школы, мы можем оказывать позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания.

Проводя Дни библиографии Тема: «Найди свою профессию»,

Выставки просмотры «Мир современных профессий»,

«Библиотека – в помощь поискам призвания»

Библиодосье «Вакансии будущего».

Категория: Свободная трибуна | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 782 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: