1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 1

Желиховская В.В. Перспективы развития Красноярского края

Вера Викторовна Желиховская,

начальник отдела регионального развития министерства экономики

 и регионального развития Красноярского края,

Правительство Красноярского края,

г.Красноярск

 

 

Перспективы развития Красноярского края

 

Красноярский край – это географический центр России, второй по площади регион страны (площадь края составляет более 2,3 млн.кв.км или около 14% территории России), численность населения края – 2,9 млн.чел.

Минерально-сырьевая база края включает свыше 1400 месторождений и перспективных проявлений (около 7% от общего количества месторождений России) более чем 80 видов полезных ископаемых. Главные из них - нефть, газ, уголь, руды цветных металлов, неметаллические полезные ископаемые. Более 80% территории края покрыто лесами, суммарные запасы древесины составляют 14,4% общероссийских. Важнейшее значение имеют водные и гидроэнергетические ресурсы Енисея и Ангары.

Край входит в десятку регионов, формирующих 50% федерального бюджета. Среди субъектов федерации край занимает 7 место по объему валового регионального продукта, и первое место среди регионов Сибирского федерального округа (СФО), при этом по объему ВРП край в полтора раза превосходит следующую за ним по рейтингу регионов Сибирского федерального округа Кемеровскую область.

Основой экономики региона является промышленность, ее удельный вес в ВРП края (около 60%) - один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации.

Благодаря уникальным природным ресурсам (топливно-энергетическим, лесным, минерально-сырьевым, водным) в регионе развиты многие виды промышленной деятельности - гидроэнергетика и электроэнергетика на твердом топливе, цветная металлургия, лесная промышленность, начинается освоение углеводородных ресурсов. При этом бесспорным лидером является цветная металлургия. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства составляет сегодня 63%.

Крупнейшие металлургические предприятия края – заполярный филиал ГМК «Норильский никель» и предприятия ОАО «РУСАЛ» (Красноярский алюминиевый завод, Ачинский глиноземный комбинат) производят более 20% мирового производства никеля, более 10% кобальта, 3,1% меди, 3% алюминия.

Вторым по доле в объемах промышленного производства видом экономической деятельности является производство и распределение электроэнергии, газа и воды (10,4%). Красноярский край вырабатывает около 5,6% от общего объема электроэнергии, производимой страной. На территории края находятся 20 действующих и 1 строящаяся электростанция (пять ГЭС, три ГРЭС, 12 ТЭЦ и одна АЭС).

Добывающие производства региона составляют в объемах промышленного производства 5,5%. Из основной номенклатуры данного вида деятельности в настоящее время можно выделить добычу угля, золота и руд других цветных металлов, железной руды, газа, нефти.

 

В связи с созданием с 1 января 2007 года единого субъекта Российской Федерации в составе Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов в настоящее время ведется работа по формированию Программы социально-экономического развития объединенного Красноярского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу (до 2017 г.). Проект Программы прошел согласование в структурных подразделениях администрации края и рассмотрен на заседании Совета по стратегическому развитию Красноярского края.

Программа социально-экономического развития объединенного Красноярского края определяет стратегию регионального развития в долгосрочной перспективе и пути ее достижения. При этом в ней учтены тенденции развития мировой и российской экономики, поскольку край не только является частью экономического и общественно-политического пространства страны, но и вследствие преобладания экспортоориентированных отраслей в значительной мере интегрирован в мировую экономику.

Программа согласована с положениями документов федерального уровня:

- проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

- отраслевыми стратегиями (энергетической стратегией России на период до 2020 года, транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года и стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, стратегией развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года и др.);

- приоритетными национальными проектами;

- федеральными целевыми программами.

Помимо базирования на федеральных документах, основной принцип при формировании Программы заключался во взаимоувязке и согласованности ее с документами регионального и муниципального уровня. Поэтому в Программе учтены программы социально-экономического развития муниципальных образований, программы развития отраслей экономики и социальной сферы (так называемые ведомственные целевые программы), инвестиционные планы и стратегии развития крупных компаний, действующих на территории региона, таких как РАО «РЖД», ОАО «РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ГМК «Норильский никель» и др.

Стратегия развития края предусматривает управление экономическим ростом и диверсификацию региональной экономики, развитие человеческого капитала, эффективное развитие территорий края.

На территории края предусматривается реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов.

На севере края – это, в первую очередь, проект освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы и в долгосрочной перспективе – проект создания Эвенкийского энергетического узла (строительство каскада Эвенкийской и Нижне-Курейской ГЭС).

Южнее (в зоне нового освоения) уже сегодня на принципах государственно-частного партнерства реализуется крупнейший инвестиционный проект комплексного освоения Нижнего Приангарья, предусматривающий  строительство Богучанской ГЭС, алюминиевого завода, лесоперерабатывающего комплекса, а также создание транспортной инфраструктуры и энергетической инфраструктуры (реконструкция участков автодороги Канск-Абан-Богучаны-Кодинск (474 км), строительство железной дороги Карабула-Ярки (45 км), строительство мостового перехода через р. Ангара (1,5 км), строительство схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС). Помимо этого на территории Северо-Енисейского района реализуются проекты по развитию золотодобычи.

В долгосрочной перспективе на территории Нижнего Приангарья и юга Эвенкии предусматривается реализация проектов по добыче нефти и газа (Юрубчено-Тахомская группа, Куюмбинское, Терско-Камовские, Собинско-Пайгинские месторождения), развитие газопереработки, развитие энергетики и транспорта - строительство Мотыгинской ГЭС и Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

Крупнейшим инвестиционным проектом центра края является проект создания Красноярского авиатранспортного международного узла (ХАБа), претендующий на государственную поддержку из средств Инвестиционного фонда РФ. Развитие ХАБа является одним из ключевых проектов при формировании Красноярской агломерации. Уже сегодня аэропорт уверенно развивается в соответствии с выбранной стратегией - по итогам 2007 года по грузообороту Красноярск вышел на третье место в России после двух московских аэропортов – Шереметьево и Домодедово. Прошел конкурсный отбор и получил федеральную поддержку проект создания на территории, прилегающей к аэропорту, портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ).

Также в центре края реализуются сегодня (либо предусматриваются к реализации в перспективе) проекты развития угледобычи и строительства объектов теплоэнергетики - Железногорской ТЭЦ, энергоблоков Красноярской ТЭЦ-3 и Березовской ГРЭС-1.

Основными инвестиционными проектами юга края являются:

реализуемый на принципах государственно-частного партнерства с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ проект строительства межрегиональной железной дороги Кызыл-Курагино, обеспечивающей доступ к месторождениям полезных ископаемых на юге Красноярского края и Республики Тыва

проект освоения медно-никелевых месторождений Кингашского рудного узла;

проект развития Природного парка «Ергаки».

В результате расширения инвестиционной деятельности на территории края, только за последние 4 года (2004-2007гг.) объем инвестиций в экономику края увеличился в 1,7 раза (тогда как в среднем по России инвестиции выросли в 1,5 раза) и составил в 2007 году около 118 млрд. рублей.

Рост инвестиций в крае стимулируется мерами органов государственной власти, направленными на привлечение инвестиций в регион.

В крае сформирована правовая среда, стимулирующая приток инвестиций. Из средств бюджета края осуществляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в форме субсидирования части процентных ставок по инвестиционным кредитам и субсидирования части затрат по уплате лизинговых платежей, а также в форме бюджетных инвестиций в проекты, имеющие особо важное значение для экономики края. Предприятиям, инвестирующим средства в обновление и модернизацию основных фондов, предоставляются налоговые преференции.

На протяжении последних лет в Красноярске проводится международный экономический форум с участием крупных иностранных и российских  компаний.

В 2007 году Красноярский край провел экспертизу состояния финансов и экономики края в трех международных рейтинговых агентствах («Moody’s Investors Service», «Fitch Ratings», «Standard&Poors»), по итогам которой получена независимая и компетентная оценка высокой кредитоспособности края в международных финансовых кругах, что также свидетельствует о высокой информационной прозрачности и открытости экономики края и оказывает положительное влияние на инвестиционный климат региона.

 

В рамках реализации Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2017 года приоритетными задачами для органов государственной власти края являются:

1. Координация и согласование действий всех участников процесса регионального развития – органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-структур.

Поэтому, как уже отмечалось, программа учитывает программы социально-экономического развития муниципальных образований, ведомственные целевые программы, программы развития и инвестиционные планы крупных бизнес-структур, действующих на территории края.

2. Устранение инфраструктурных ограничений, прежде всего путем развития в районах реализации крупных инвестиционных проектов транспортной и энергетической инфраструктуры.

Особенно остро проблема низкой инфраструктурной обеспеченности стоит в отдаленных и северных территориях. Это не только снижает уровень их социально-экономического развития, но и сдерживает освоение богатого природоресурсного потенциала.

Уже сегодня на основе принципа частно-государственного партнерства реализуются следующие проекты:

развитие транспортной инфраструктуры Нижнего Приангарья;

строительство железнодорожной линии Кызыл-Курагино;

строительство автодорожного обхода г. Красноярска;

создание Красноярского международного авиатранспортного узла.

В перспективе планируются к реализации:

строительство четвертого моста через р.Енисей в Красноярске.

строительство автомобильных дорог для освоения нефтегазовых ресурсов северных территорий края – а/д Богучаны-Юрубчен-Байкит и Таежный-Ванавара;

строительство лесовозных дорог;

строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали.

В результате реализации мероприятий Программы к 2017 году:

на 11% возрастет густота железных дорог и автомобильных дорог с твердым покрытием;

в 1,4 раза увеличится протяженность автомобильных дорог.

Помимо транспортных ограничений, проблемой, особенно существенной для развития перерабатывающих производств в районах нового освоения, является отсутствие энергетической инфраструктуры.

Сегодня реализуется проект строительства схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС.

В перспективе предусмотрено создание новых энергогенерирующих мощностей – Мотыгинской, Нижнее-Курейской, Эвенкийской ГЭС, строительство энергоблока №3 Березовской ГРЭС–1, второго энергоблока Красноярской ТЭЦ-3 и строительство линий электропередач.

К 2017 году установленная мощность объектов энергетики края увеличится на 47%.

3. Обеспечение потребности экономики края в трудовых ресурсах с учетом современных требований к образовательному и квалификационному уровню кадров.

Демографическая ситуация в крае будет развиваться в направлении сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. В то же время количество новых рабочих мест по основным инвестиционным проектам за период 2008-2017 гг. составит около 85 тыс. человек. В ближайшие годы, с учетом реализации на территории края крупных инвестиционных проектов край будет испытывать потребность в специалистах строительных профессий (порядка 35 тыс.чел.), работниках горных специальностей (5,6 тыс.чел.), специалистах по лесопереработке (10,5 тыс.чел.), специалистах нефте-газового комплекса (около 11 тыс.чел.).

Проблема требует комплексного решения, связанного с улучшением демографической ситуации, ростом внешней миграции на территорию края, повышением трудовой мобильности населения, модернизацией системы профессионального образования, переходом к более высоким технологическим укладам и повышением производительности труда.

Для решения проблемы обеспечения экономики края трудовыми ресурсами разработаны и реализуются программы:

- «Содействие занятости населения на 2007-2009 годы», которая предусматривает развитие системы профессиональной переподготовки и профориентации безработных граждан, внутрикраевой межтерриториальной трудовой миграции с использованием вахтовых, сезонных методов работы;

- «Кадровое обеспечение инвестиционных проектов социально-экономического развития Красноярского края на 2007-2009 годы» и «Развитие системы профессионального образования Красноярского края» на 2007-2009 годы» и 2009-2011 годы, предусматривающих совершенствование системы подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом потребности работодателей и их непосредственным участием в формировании программ обучения, укреплении материально-технической базы учреждений образования. Планируется создание 20 современных учреждений (Центров) профессионального образования НПО, СПО к 2010 году;

- «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004-2008 годы», предусматривающая закрепление молодых специалистов в сельской местности.

В целях обеспечения экономики края квалифицированной рабочей силой Красноярский край, наряду с другими субъектами Российской Федерации, стал участником Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

По состоянию на 01.08.2008 согласовано переселение 296 участников Государственной программы и 456 членов их семей - всего 752 человека.

4. Развитие жилищной и социальной инфраструктуры в районах реализации крупных инвестиционных проектов с целью повышения мобильности населения края для обеспечения кадровой потребности крупных инвестиционных проектов.

Решение данной задачи видится в:

создании доступного механизма, позволяющего строить, приобретать (получать) жилье, включая вахтовое;

развитии социальной инфраструктуры, оптимизации сети объектов социокультурного назначения.

Решение проблемы недостаточного развития жилищной и социальной инфраструктуры требует развития строительного комплекса. В результате реализации мероприятий Программы к 2017 году планируется:

увеличение ввода жилья в 2,3 раза по оптимистичному сценарию развития;

увеличение объема инвестиций в строительство более чем в 2,5 раза.

 

В результате реализации Программы социально-экономического развития край в долгосрочной перспективе по-прежнему будет оставаться регионом с промышленным типом развития. Реализация стратегии позволит не только существенно нарастить экономическую базу, но и диверсифицировать региональную экономику. Приоритетными направлениями промышленного роста для края будут являться развитие добычи и переработки минерального и углеводородного сырья, заготовки и переработки древесного сырья, производства строительных материалов, создание энергогенерирующих мощностей. В результате развития приоритетных отраслей и, прежде всего, нефтегазодобычи изменится структура промышленного производства в крае. К 2017 году доля цветной металлургии в объеме промышленного производства края сократится с 63,5% до 36,4%, доля добычи полезных ископаемых увеличится с 5,8 % до 25,3 %.

За десять лет (к 2017г.) объем промпроизводства в крае увеличится в 2 раза, в том по видам экономической деятельности:

добыча полезных ископаемых – 9,5 раза (в том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых – в 20,9 раза);

обработка древесины и производство изделий из дерева –
в 2,4 раза;

целлюлозно-бумажное производство – в 12,1 раза;

металлургическое производство – в 1,3 раза;

производство строительных материалов – в 2,5 раза;

производство и распределение электроэнергии  –  в 1,7 раза.

В результате реализации Программы социально-экономического развития края к к 2017 году по сравнению с 2007 годом объем валового регионального продукта в сопоставимых ценах к 2017 году увеличится более чем на 90% к уровню 2007 года и превысит 2,2 трлн. рублей.

Инвестиции в основной капитал увеличатся в 2,9 раза.

Экономическое развитие не является самоцелью, это, прежде всего, база, позволяющая обеспечить соответствующие современным требованиям качество жизни населения края. В обеспечении высоких доходов населения, достойных условий проживания, развитии и качественном улучшении жилищной и социальной инфраструктуры и заключается основная цель Программы развития края. К 2017 году планируется устойчивая динамика роста основных показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения края.

Так среднемесячная заработная плата в 2017 году составит
62 тыс. рублей. При этом реальный рост заработной платы к уровню 2007 года составит 2,3 раза, что выше сценарного показателя по России, который составляет 2,2 раза.

Аналогичная ситуация складывается и со среднедушевыми денежными доходами населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2017 году ожидаются на уровне 49 тыс. рублей. Реальный рост денежных доходов населения к уровню 2007 года составит 2,2 раза (по России реальный рост денежных доходов населения составит 1,9 раза).

На протяжении всего периода действия Программы прогнозируется снижение уровня зарегистрированной безработицы, которая в 2017 году составит 1,5% (ниже уровня 2007 года на 1%).

Прогнозируемые темпы роста показателей социально-экономического развития края выше среднероссийских значений, это значит, что в долгосрочной перспективе край не только сохранит свое положение, но и укрепит свои позиции в экономике страны.

В дальнейшем (к 2020 году) ожидается, что добыча угля в крае увеличится втрое, из недр Красноярского края будет добываться более 30% российского объема угледобычи. Нефтяные и газовые провинции Красноярского края будут обеспечивать 10-12% российской добычи нефти и газа. Доля края в российском производстве электроэнергии составит 11% (5,6% - в 2007 году). Еще более увеличится вклад края в общероссийское производство цветных металлов: никеля до 87% (80% - в 2007 году), меди – до 75% (70% в 2007 году).

Категория: Секция № 1 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 5174 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 1
1 Вероника Жирникова  
0
Вот это стоит почитать! Столько профессий, нужных сегодня и даже завтра! Теперь я точно знаю, куда пойду работать сама и подруге расскажу! Да и родителям не помешает познакомиться с таким материалом!!!

Имя *:
Email *:
Код *: