Гульнара Тагировна
Болкунова,
заместительдиректора по
учебной части
МОБУ «Межшкольный
учебный комбинат»,
г.Минусинск,
Красноярский край
Технологии поведения
молодежи при выборе профессии, учебного заведения и поиске работы.
Как показывает практика, ошибки при выборе профессии и учебного заведения для
дальнейшего образования типичны: выбор учебного заведения по совету родителей,
родственников; выбор за компанию с другом; выбор престижной профессии или
«денежной» профессии; влияние красивой рекламы. Многие подростки не учитывают
при выборе свои способности, возможности и потребности рынка труда. Молодежь
плохо информирована о многообразии мира профессий, его сферах, законах, по
которым он живет. Выходом из сложившейся ситуации служит организация предпрофильной
подготовки школьников с 8 – 9 классов.
Предпрофильная
подготовка дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на
личности школьника в период перехода из ученичества во взрослость для того,
чтобы помочь ответить на вопросы: «куда пойти учиться?, что я хочу?, могу? имею
возможности?», . Предпрофильную подготовку осуществляют школы и
межшкольные учебные комбинаты. В проведении занятий значительную помощь
оказывают книги под редакцией профессора С.Н.Чистяковой: "Твоя профессиональная
карьера"; материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по
программе В.Д.Симоненко; программа курса профориентационных занятий с молодежью
М.А.Бендюков, А.А.Палагин; «Азбука профориентации XXI век»; «Технология
профессионального успеха» учебник для 10 – 11 кл. под редакцией С.Н.Чистяковой;
«Профориентация старшеклассников» Т.В.Черниковой.
Чтобы выбор профессии был более обоснованным, все школьники выполняют
профессиональные пробы по основным типам профессий: "Человек —
техника" (водитель - автомеханик, электрик), "Человек — человек"
(младший медицинский персонал, маркетолог, менеджер, страховщик), "Человек
— знаковая система" (секретарь-машинистка, бухгалтер), "Человек —
художественный образ" (художник-модельер, дизайнер, декоратор), Человек –
природа (специалист по туризму) Профессиональные пробы организуются как в самом
УПК, так и в учебных заведениях города.
Занятия по разделу "Профессиональное самоопределение",
профессиональные пробы и индивидуальные профконсультации позволяют каждому
подростку сделать более или менее обоснованный выбор профессии.
Девятиклассники составляют план подготовки к профессиональной карьере: выбор
учебных предметов для углубленного изучения, получение первоначальной
профессиональной подготовки, экскурсии в профессиональные учебные заведения,
консультации в профцентрах, обучение на подготовительных курсах и т.п.
А
все ли школы идут по такому пути?. Нет. В школах зачастую стараются в 9 классе
часы предпрофильной подготовки распределить учителям предметникам на элективные
курсы, чтобы сформировать будущий запланированный профиль на III
cтупени обучения. Это было бы хорошо, если бы не
забывали спрашивать детей и родителей.
Важно
к концу основной школы ребенку узнать свои способности к тому или другому виду
профессиональной деятельности, а уж потом под это выбирать профиль обучения в
старшей школе. У нас наоборот. Увлекаем детей интересными курсами, и на этой
базе формируем 10 класс.