Наталья Александровна Кушнир,
заведующая библиотекой
МОУ «СОШ№34»,
Г.Норильск, Красноярский край
Школьная библиотека и профессиональное
самоопределение. Современные формы и методы работы.
Библиотека современного
образовательного учреждения является не только службой информационного
сопровождения образовательного процесса, но и полноправным партнером
педагогического коллектива в образовательной и воспитательной деятельности.
Интеграционные процессы, происходящие внутри сегодняшней школы, тесно связывают
библиотеку со многими, успешно достигаемыми целями и задачами современного
образования. Позволяют рассматривать деятельность библиотеки не только как ресурсно-информационного
центра, а во многом благодаря именно этой ее роли, дают возможность
реализовывать на базе школьной библиотеки проекты, необходимость которых трудно
переоценить.
К таим проектам можно и
нужно отнести те из них, целью которых является боле детальное, расширенное
знакомство учащихся с огромным миром профессий. Именно уровень компетенции
подростка, степень представления об окружающем его океане профессионального
выбора во многом влияет на его самоопределение еще на ученической скамье, а в
конечном итоге, на выбор верного или не верного профессионального пути за
пределами школы. Конечно, каждый из них в свое время выберет профессию сам, в
соответствии со своими способностями и интересами. Не будем считать школьную проффориентационную
деятельность маловажной и незначительной. По данным анкетирования, проводимым
психологом нашей школы в течение последних восьми лет учащиеся 6 – 7 классов!,
как два основных фактора, олицетворяющих в их представлении понятие счастья во
взрослой жизни, определяют гармоничные отношения в семье и благополучие в
профессии. И здесь задача школы, возможность школы - помочь ребенку не сделать
опрометчивый шаг в юношестве, помочь принять правильное решение, может быть,
главное в его взрослом пути.
Сегодня среди моих коллег
не стихают споры вокруг свойственных и не свойственных функций, приобретаемых
современной школьной библиотекой. Да, приоритетом, несомненно, должны и будут
оставаться исконно сложившиеся формы работы, иначе школьная библиотека рискует
потерять себя именно как библиотека, превратясь в культурно-досуговый центр. Однако
школьная библиотека – библиотека специфическая, и главный выбор направления
деятельности, именно как структурного подразделения образовательного учреждения
предоставляется специалисту, работающему в ней. Какой задаче и в какой степени
уделять первостепенное внимание? Сконцентрировать свою деятельность на приеме –
выдаче книг и учебников или отвести львиную долю времени библиографии? Собрать
замечательную медиатеку или потонуть в массовых мероприятиях в помощь
словесникам? Как важно найти в своей работе золотую середину, не увлечься чем
либо одним, напрасно, вопреки здравому смыслу отвергая другое!
Несомненно, здесь многое
зависит от личности школьного библиотекаря, его профессионализма, умения видеть
необходимость интегрированного подхода к проблеме, поставленной перед школой.
Должна присутствовать и внутренняя готовность оказать содействие в достижении
любой образовательной или воспитательной цели, не в ущерб, однако,
профессиональному мастерству. Необходимо умение и желание работать в едином
направлении с педагогическим коллективом.
Часто решение подсказывает
сама жизнь, протекающая в школьной библиотеке. Важно увидеть и суметь
совместить возможность решения поставленной педагогической задачи и те
специфические методы и формы, которые присущи только библиотечной деятельности.
В моей практике такой
отправной точкой послужила экскурсия девятиклассников на механический завод
г.Норильска, проводимая в рамках профориентационной работы нашей школы, где я
оказалась в числе сопровождающих педагогов по причине болезни одного из
классных руководителей. Мероприятие прошло успешно, дети были переполнены увиденным.
Активом библиотеки к тому времени уже выпускалась школьная библиотечная газета
«Ведомости». Пользуясь случаем, с просьбой описать свои впечатления от
посещения завода я обратилась не только к юным журналистам - пригласила к
сотрудничеству всех желающих. Была запланирована статья в ближайшем выпуске,
под условным названием «Я б в рабочие пошел…». Количество предоставленных
редколлегии работ меня потрясло. Несказанно жаль было не дать возможности
увидеть свет этим мини-сочинениям, упустить возможность показать ребятам
значимость, востребованность их литературного труда. Лучшие работы были
напечатаны на страницах библиотечной газеты. Благодаря предоставленным работам
пресс-центром библиотеки выпущены буклеты, получившие обще название «Мир
профессий», авторами которых стали подростки. В них они высказали свое
отношение профессиям, поделились планами на будущее. Каждый буклет вышел с
указанием фамилии автора. Стоит ли говорить о том, на сколько важен видимый
результат своей работы порой для нас, взрослых. Среди ребят эти мини-книжечки
имели огромный успех. Сегодня они зачитаны до дыр учащимися начальной школы.
Эта серия подняла и престиж школьной библиотеки, и библиотечного пресс-центра.
Силами библиотечного
актива был составлен библиографический список книг из фонда школьной библиотеки
по профориентации, дайджесты по понравившимся ребятам статьям из журнала
«Норильский никель», который на своих страницах часто обращается к теме
профессионального пути специалистов Норильского комбината. В этом году в
продолжение затронутой темы планируется пополнить нашу коллекцию публикаций и
буклетов серией «Мир необычных профессий». Готовится интервью с редактором и
журналистами «Заполярной правды» и ГТРК «Норильск», работниками норильского
научно-проектного института, городского музея «Освоения и развития Норильского
промышленного района», а так же норильскими литераторами. Планируется
представить их и как поэтов и прозаиков, и как представителей различных
профессий.
Работа кружка
журналистики при библиотеке нашей школы и школьного литературного объединения
«Водолейчик» - вот еще один неисчерпаемый источник идей! Наша библиотечная
газета (именно библиотечная!) – наша гордость. Выпускают ее 12 учеников,
представляющих практически все возрастные категории учащихся. Окунувшись в азы,
основы работы журналиста, ребята испытывают неподдельный интерес к этой в
профессии. Благодаря помощи городского литературного центра содействия развитию
литературного творчества города Норильска «Водолей», филиалом которого является
наш школьный литературный клуб, перед нами открываются многие двери. Конечно,
ГТРК «Норильск» в силах принять только очень ограниченное количество
экскурсантов. Но те из ребят, кому посчастливилось побывать там без особых
уговоров на любом классном мероприятии в любом классе готовы рассказывать об
этом часами. Сотрудничество с журналистами «Заполярной правды» в рамках
детского литературного творчества в этом году открыло нам двери редакции этой
газеты. Здесь нам посчастливилось вдвойне – у нас есть мама – журналист этой
газеты. Конечно, запланирован выпуск авторского буклета «Моя мама – журналист!»
и «Профессии теле и радио».
Стала традиционной работа
на базе школьной библиотеки ученического научного общества. Не первый год школьный
библиотекарь выступает в особой, не привычной для себя роли, являясь научным
руководителем ученических исследовательских проектов. Конечно же, для успешной
работы возникает острая необходимость в информации, которую, подчас, не в силах
предоставить ни одна библиотека ЦБС. Вот и направляются юные ученые в
норильские спецхраны – Норильский проектный институт, библиотеки музеев и
организаций. Там происходят незабываемые встречи с интереснейшими людьми,
открывается мир удивительных, необычных профессий. Например, знаете ли вы кто
такой МАРКШЕЙДЕР, и где учат этой профессии? А мы
теперь это знаем.
В ходе написания научной
работы на базе библиотеки в 2007-08 году, посвященной современным норильским
поэтам, в результате работы с архивными материалами определилась тема, ставшая
основой научной работы 2008-09 года и новой серии буклетов «Кто мне построил
город мой?», посвященных первым строителям и архитекторам Норильска. Сегодня
профессия строителя в Норильске, когда-то имевшего статус всероссийской комсомолько-молодежной
стройки, потеряла и престиж, и былую популярность. Каждый год для работы на
фасадах центральных улиц в летнее время приглашаются строительно-ремонтные
бригады из других городов России. Не заслуженно забыты и первые строители
города. Забыты, пожалуй, слишком сильно сказано. Нам же захотелось еще раз
напомнить о тех, кому город обязан своим архитектурным лицом, в которое глядит
вот уже не одно поколение норильчан. Напомнить о людях удивительной творческой
профессии и, подчас, удивительных профессиональных судеб.
Еще один, не совсем
традиционный проект знакомства с миром профессий состоялся благодаря знакомству
с норильскими литераторами. Сегодня не секрет, что количество профессиональных
поэтов и прозаиков, живущих на средства от своих публикаций очень
незначительно. Большинство тех, кто пишет в Норильске, совмещают литературную
деятельность со своей основной профессией. Среди норильских литераторов,
являющихся членами Союза писателей России, а их в Норильске более двадцати, сегодня
есть и геологи, и инженеры-строители, и библиотекари, и бурильщики-вахтовики. Многие
из них, став сегодня успешными специалистами с высокой квалификацией начинали
свой профессиональный путь с не престижных сегодня рабочих специальностей. Создавая
эту серию буклетов мы ставили перед собой цель показать подросткам тот путь, в
том числе и творческий, который может пройти в своей профессиональной карьере человек,
способный к дополнительному самообразованию. В буклетах, посвященных
персоналиям, обязательно указывается название института или техникума, который
закончил тот или иной специалист, адрес сайта в Интернет этого учебного
заведения, где сегодня можно познакомиться с требованиями, предъявляемыми
обществом к абитуриентам на современном этапе, оценить востребованность профессии.
Большинство интересных,
не обычных, хорошо оплачиваемых профессий, как правило, предполагают более
высокие требования к знаниям абитуриента, более жесткую конкуренцию на стадии
поступления в ВУЗ. Вот и мотивация к учебному процессу!
Современной школьной
библиотеке в осуществлении профориетационной деятельности сегодня во многом
помогают ресурсы Интернет и медиатека. Не рискну предположить, как обстоит дело
с комплектованием фондов школьных библиотек в других регионах страны, фонды
нашей библиотеки в плане профориетнационной литературы давно оставляют желать
лучшего. Вот и выручает нас электронная справочная база, созданная на основе
ресурсов Интернет. На рабочем столе компьютера библиотекаря одной из самых
востребованных папок является та, которая содержит сведения о порталах и сайтах
учебных заведений не только Норильска и Красноярска, а практически всех
регионов нашей страны.
О чем можно говорить,
касаясь этой темы профориентации на библиотечных уроках? Какое место ей отвести
и в какой форме? Используя элементы сказкотерапии, в начальной школе
закладываем мы первопричину успешной профессиональной деятельности взрослого
человека – желание добросовестно трудиться. Извечная мечта главного героя
сказок всех народов мира – волшебная находка (щука, клад, волшебная рыбка,
скатерть-самобранка, пещера с сокровищами). Однако в беседах с ребятами
необходимо отмечать то, что жизненный успех редко не приходит к бездельникам, а
если и бывает, то часто не долгим, сиюминутным, не прочным. В этом случае в помощь
библиотекарю - целый пласт народного фольклора, замечательные образцы устного
народного творчества – сказки и сказания, пословицы, поговорки, загадки,
пришедшие к нам из глубины веков. Главный герой далеко не всегда в них
бездельник. Часто это кузнец, трудяжка – портной, студент, торговец. Привычка
трудиться, добросовестно относится к выполняемой работе, заданию, является
основным кирпичиком трудового воспитания, гарантирующим в будущем
профессиональный успех. Кто, в конечном итоге, чаще всего оказывается в смешном
положении? В сказке, как и в жизни, чаще проигрывает потребитель, жадина, человек,
не способный трудиться, созидать.
Наряду с традиционными
формами библиотечной работы (книжные выставки, обзоры литературы, картотеки)
сегодня применяются и презентационные формы, используются мультимедийные
образовательные продукты.
В беседах со средним и
старшим звеном следует обращать внимание на то, что сегодня для успешной
карьеры необходимо иметь не только одно, базовое, хотя и высшее образование. В
современном обществе интеграция отраслей знаний и профессий приобретает все
более широкие формы. Так, юрист, имеющий первое высшее образование экономиста
находится в более выигрышном положении на карьерной лестнице в обеих
профессиях.
Большой популярностью среди
педагогов и старшеклассников пользуется папка библиотекаря, собравшая
возможности дистанционного обучения, в том числе и с использованием ресурсов
Интернет.
Практика показывает, что
мамы и папы современных старшеклассников бывают не готовы к изменениям в
профессиональной деятельности, не всегда открыты для получения новой профессии.
Чем старше человек, тем сложнее происходит с психологической точки зрения
принятие решения о приобретении другой специальности. Хочется подготовить наших
ребят к принятию такого рода решений.
Выпуская библиотечную
газету ко Дню учителя, юные журналисты, может быть впервые, серьезно задумались
о профессии учителя, несколько по иному взглянув на привычные вещи. Порадовала
меня и «Большая библиотечная сказка» Олега Фирсова и Артема Телятицкого,
учеников 5 «А» класса, написанная ко Дню школьных библиотек. Значит моя
профессия обратила на себя внимание, заинтересовала, не оставила их
равнодушными.
Конечно, во взрослой
жизни не все так просто. В выборе профессии, в подготовке к этому важному шагу
должна и может оказать содействие современная школьная библиотека. Объединить
усилия в этом направлении должны и библиотекарь, и школьный психолог, и
педагог-куратор профориентационной деятельности. Только тогда маленькие
кирпичики наших желаний, как в волшебной сказке Джанни Родари, нашими общими
усилиями сложатся в великолепное здание, дающее нам уверенность в будущем, имя
которому МОЯ ПРОФЕССИЯ.
|