1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Кушнир Н.А. Школьная библиотека и профессиональное самоопределение. Современные формы и методы работы
    Наталья Александровна Кушнир,

                                                             заведующая библиотекой

                                                              МОУ «СОШ№34»,

Г.Норильск, Красноярский край

                                                             

 

Школьная библиотека и профессиональное самоопределение. Современные формы и методы работы.

 Библиотека современного образовательного учреждения является не только службой информационного сопровождения образовательного процесса, но и полноправным партнером педагогического коллектива в образовательной и воспитательной деятельности. Интеграционные процессы, происходящие внутри сегодняшней школы, тесно связывают библиотеку со многими, успешно достигаемыми целями и задачами современного образования. Позволяют рассматривать деятельность библиотеки не только как ресурсно-информационного центра, а во многом благодаря именно этой ее роли, дают возможность реализовывать на базе школьной библиотеки проекты, необходимость которых трудно переоценить.

К таим проектам можно и нужно отнести те из них, целью которых является боле детальное, расширенное знакомство учащихся с  огромным миром профессий. Именно уровень компетенции подростка, степень представления об окружающем его океане профессионального выбора во многом влияет на его самоопределение еще на ученической скамье, а в конечном итоге, на выбор верного или не верного профессионального пути за пределами школы. Конечно, каждый из них в свое время выберет профессию сам, в соответствии со своими способностями и интересами. Не будем считать школьную проффориентационную деятельность маловажной и незначительной. По данным анкетирования, проводимым психологом нашей школы в течение последних восьми лет учащиеся 6 – 7 классов!, как два основных фактора, олицетворяющих в их представлении понятие счастья во взрослой жизни, определяют гармоничные отношения в семье и благополучие в профессии.  И здесь задача школы, возможность школы - помочь ребенку не сделать опрометчивый шаг в юношестве, помочь принять правильное решение, может быть, главное в его взрослом пути.

Сегодня среди моих коллег не стихают споры вокруг свойственных и не свойственных функций, приобретаемых современной школьной библиотекой. Да, приоритетом, несомненно, должны и будут оставаться исконно сложившиеся формы работы, иначе школьная библиотека рискует потерять себя именно как библиотека, превратясь в культурно-досуговый центр. Однако школьная библиотека – библиотека специфическая, и главный выбор направления деятельности, именно как структурного подразделения образовательного учреждения предоставляется специалисту, работающему в ней. Какой  задаче и в какой степени уделять первостепенное внимание? Сконцентрировать свою деятельность на приеме – выдаче книг и учебников или отвести львиную долю времени библиографии? Собрать замечательную медиатеку или  потонуть в массовых мероприятиях в помощь словесникам?  Как важно найти в своей работе золотую середину, не увлечься чем либо одним, напрасно, вопреки здравому смыслу отвергая другое!

Несомненно, здесь многое зависит от личности школьного библиотекаря, его профессионализма, умения видеть необходимость интегрированного подхода к проблеме, поставленной перед школой. Должна присутствовать и  внутренняя готовность оказать содействие в достижении любой образовательной или воспитательной цели, не в ущерб, однако, профессиональному мастерству. Необходимо умение и желание работать в едином направлении с педагогическим коллективом.

Часто решение подсказывает сама жизнь, протекающая в школьной библиотеке. Важно увидеть и суметь совместить возможность решения поставленной педагогической задачи и те специфические методы и формы, которые присущи только библиотечной деятельности.

В моей практике такой отправной точкой послужила экскурсия девятиклассников на механический завод г.Норильска, проводимая в рамках профориентационной работы нашей школы, где я  оказалась в числе сопровождающих педагогов по причине болезни одного из классных руководителей. Мероприятие прошло успешно, дети были переполнены увиденным. Активом библиотеки к тому времени уже выпускалась школьная библиотечная газета «Ведомости». Пользуясь случаем, с просьбой описать свои впечатления от посещения завода я обратилась не только к юным журналистам - пригласила к сотрудничеству всех желающих. Была запланирована статья в ближайшем выпуске, под условным названием «Я б в рабочие пошел…». Количество предоставленных редколлегии работ меня потрясло. Несказанно жаль было не дать возможности увидеть свет этим мини-сочинениям, упустить возможность показать ребятам значимость, востребованность их литературного труда. Лучшие работы были напечатаны на страницах библиотечной газеты. Благодаря предоставленным работам пресс-центром библиотеки выпущены буклеты, получившие обще название «Мир профессий», авторами которых стали подростки. В них они высказали свое отношение  профессиям, поделились планами на будущее. Каждый буклет вышел с указанием фамилии автора. Стоит ли говорить о том, на сколько важен видимый результат своей работы порой для нас, взрослых. Среди ребят эти мини-книжечки имели огромный успех. Сегодня они зачитаны до дыр учащимися начальной школы. Эта серия подняла и престиж школьной библиотеки, и библиотечного пресс-центра.

Силами библиотечного актива был составлен библиографический список книг из фонда школьной библиотеки по профориентации, дайджесты  по понравившимся ребятам статьям из журнала «Норильский никель», который на своих страницах часто обращается к теме профессионального пути специалистов Норильского комбината. В этом году в продолжение затронутой темы планируется пополнить нашу коллекцию публикаций и буклетов серией «Мир необычных профессий». Готовится интервью с редактором и журналистами «Заполярной правды» и  ГТРК «Норильск», работниками норильского научно-проектного института, городского музея «Освоения и развития Норильского промышленного района», а так же норильскими литераторами. Планируется представить их и как поэтов и прозаиков, и как представителей различных профессий.

Работа кружка журналистики при библиотеке нашей школы и школьного литературного объединения «Водолейчик» - вот еще один неисчерпаемый источник идей! Наша библиотечная газета (именно библиотечная!) – наша гордость. Выпускают ее 12 учеников, представляющих практически все возрастные категории учащихся. Окунувшись в азы, основы работы журналиста, ребята испытывают неподдельный интерес к этой в профессии. Благодаря помощи городского литературного центра содействия развитию литературного творчества города Норильска «Водолей», филиалом которого является наш школьный литературный клуб, перед нами открываются многие двери. Конечно, ГТРК «Норильск» в силах принять только очень ограниченное количество экскурсантов. Но те из ребят, кому посчастливилось побывать там без особых уговоров на любом классном мероприятии в любом классе готовы рассказывать об этом часами. Сотрудничество с журналистами «Заполярной правды» в рамках детского литературного творчества в этом году открыло нам двери редакции этой газеты. Здесь нам посчастливилось вдвойне  – у нас есть мама – журналист этой газеты. Конечно, запланирован выпуск авторского буклета «Моя мама – журналист!» и «Профессии теле и радио».

Стала традиционной работа на базе школьной библиотеки ученического научного общества. Не первый год школьный библиотекарь выступает в особой, не привычной для себя роли, являясь научным руководителем ученических исследовательских проектов. Конечно же, для успешной работы возникает острая необходимость в информации, которую, подчас, не в силах предоставить ни одна библиотека ЦБС. Вот и направляются юные ученые в норильские спецхраны – Норильский проектный институт, библиотеки музеев и организаций. Там происходят незабываемые встречи с интереснейшими людьми, открывается мир удивительных, необычных профессий. Например, знаете ли вы кто такой МАРКШЕЙДЕР, и где учат этой профессии? А мы теперь это знаем.

В ходе написания научной работы на базе библиотеки в 2007-08 году, посвященной современным норильским поэтам, в результате работы с архивными материалами определилась тема, ставшая основой научной работы 2008-09 года и новой серии буклетов «Кто мне построил город мой?», посвященных первым строителям и архитекторам Норильска. Сегодня профессия строителя в Норильске, когда-то имевшего статус всероссийской комсомолько-молодежной стройки, потеряла и престиж, и былую популярность. Каждый год для работы на фасадах центральных улиц в летнее время приглашаются строительно-ремонтные бригады из других городов России. Не заслуженно забыты и первые строители города. Забыты, пожалуй, слишком сильно сказано. Нам же захотелось еще раз напомнить о тех, кому город обязан своим архитектурным лицом, в которое глядит вот уже не одно поколение норильчан. Напомнить о людях удивительной творческой профессии и, подчас, удивительных профессиональных судеб.

Еще один, не совсем традиционный проект знакомства с миром профессий состоялся благодаря знакомству с норильскими литераторами. Сегодня не секрет, что количество профессиональных поэтов и прозаиков, живущих на средства от своих публикаций очень незначительно. Большинство тех, кто пишет в Норильске, совмещают литературную деятельность со своей основной профессией. Среди норильских литераторов, являющихся членами Союза писателей России, а их в Норильске более двадцати, сегодня есть и геологи, и инженеры-строители, и библиотекари, и бурильщики-вахтовики. Многие из них, став сегодня успешными специалистами с высокой квалификацией начинали свой профессиональный путь с не престижных сегодня рабочих специальностей.  Создавая эту серию буклетов мы ставили перед собой цель показать подросткам тот путь, в том числе и творческий, который может пройти в своей профессиональной карьере человек, способный к дополнительному самообразованию. В буклетах, посвященных персоналиям, обязательно указывается название института или техникума, который закончил тот или иной специалист, адрес сайта в Интернет этого учебного заведения, где сегодня можно познакомиться с требованиями, предъявляемыми обществом к абитуриентам на современном этапе, оценить востребованность профессии.

Большинство интересных, не обычных, хорошо оплачиваемых  профессий, как правило, предполагают более высокие требования к знаниям абитуриента, более жесткую конкуренцию на стадии поступления в ВУЗ.  Вот и мотивация к учебному процессу!

Современной школьной библиотеке в осуществлении профориетационной деятельности сегодня во многом помогают ресурсы Интернет и медиатека. Не рискну предположить, как обстоит дело с комплектованием фондов школьных библиотек в других регионах страны, фонды нашей библиотеки в плане профориетнационной литературы давно оставляют желать лучшего. Вот и выручает нас электронная справочная  база, созданная на основе ресурсов Интернет. На рабочем столе компьютера библиотекаря одной из самых востребованных папок является та, которая содержит сведения о порталах и сайтах учебных заведений не только Норильска и Красноярска, а практически всех регионов нашей страны.

О чем можно говорить, касаясь этой темы профориентации на библиотечных уроках? Какое место ей отвести и в какой форме? Используя элементы сказкотерапии, в начальной школе закладываем мы первопричину успешной профессиональной деятельности взрослого человека – желание добросовестно трудиться. Извечная мечта главного героя  сказок всех народов мира – волшебная находка (щука, клад, волшебная рыбка, скатерть-самобранка, пещера с сокровищами). Однако в беседах с ребятами необходимо отмечать то, что жизненный успех редко не приходит к бездельникам, а если и бывает, то часто не долгим, сиюминутным, не прочным. В этом случае в помощь библиотекарю - целый пласт народного фольклора, замечательные образцы устного народного творчества – сказки и сказания, пословицы, поговорки, загадки, пришедшие к нам из глубины веков. Главный герой далеко не всегда в них бездельник. Часто это кузнец, трудяжка – портной, студент, торговец. Привычка трудиться, добросовестно относится к выполняемой работе, заданию, является основным кирпичиком трудового воспитания, гарантирующим в будущем профессиональный успех. Кто, в конечном итоге, чаще всего оказывается в смешном положении? В сказке, как и в жизни, чаще проигрывает потребитель, жадина, человек, не способный трудиться, созидать.

Наряду с традиционными формами библиотечной работы (книжные выставки, обзоры литературы, картотеки) сегодня применяются и презентационные формы, используются мультимедийные образовательные продукты.

В беседах со средним и старшим звеном следует обращать внимание на то, что сегодня для успешной карьеры необходимо иметь не только одно, базовое, хотя и высшее образование. В современном обществе интеграция отраслей знаний и профессий приобретает все более широкие формы. Так, юрист, имеющий первое высшее образование экономиста находится в более выигрышном положении на карьерной лестнице в обеих профессиях.    

Большой популярностью среди педагогов и старшеклассников пользуется папка библиотекаря, собравшая возможности дистанционного обучения, в том числе и с использованием ресурсов Интернет.

Практика показывает, что мамы и папы современных старшеклассников бывают не готовы к изменениям в профессиональной деятельности, не всегда открыты для получения новой профессии. Чем старше человек, тем сложнее происходит с психологической точки зрения принятие решения о приобретении другой специальности. Хочется подготовить наших ребят к принятию такого рода  решений.

Выпуская библиотечную газету ко Дню учителя, юные журналисты, может быть впервые, серьезно задумались о профессии учителя, несколько по иному взглянув на привычные вещи. Порадовала меня и «Большая библиотечная сказка» Олега Фирсова и Артема Телятицкого, учеников 5 «А» класса, написанная ко Дню школьных библиотек. Значит моя профессия обратила на себя внимание, заинтересовала, не оставила их равнодушными.

Конечно, во взрослой жизни не все так просто. В выборе профессии, в подготовке к этому важному шагу должна и может оказать содействие современная школьная библиотека. Объединить усилия в этом направлении должны и библиотекарь, и школьный психолог, и педагог-куратор профориентационной деятельности. Только тогда маленькие кирпичики наших желаний, как в волшебной сказке Джанни Родари, нашими общими усилиями сложатся в великолепное здание, дающее нам уверенность в будущем, имя которому МОЯ ПРОФЕССИЯ.

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 2248 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 tat  
0
спасибо! содержательно!!!

Имя *:
Email *:
Код *: