1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Лужанский С.В. Школьная профориентация: реальности и мечты

Сергей Викторович Лужанский,

зам. директора по профессиональному обучению

ЦО №17

с. Холмогорское, Шарыповский район, Красноярский край

 

Школьная профориентация: реальности и мечты

 

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. К сожалению, на высшем государственном уровне школьная профориентация не поддерживается. Даже непонятно, к какому ведомству эта профориентация относится, к Министерству среднего и профессионального образования или к Министерству труда и социального развития. Хотя реально профоринетационная работа больше развита в службах занятости, относящихся к ведомству Министерства труда, но в нормативных документах о службе занятости говорится о том, что помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга»…
Таким образом, школьная профориентация переживает у нас сейчас далеко не лучшие времена. Правда, в ряде школ администрация и педагоги прекрасно понимают, что именно профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения должна школьнику помочь в ответе на вопрос, «зачем я вообще учусь?». Все-таки надо быть оптимистом и исходить из того, что профориентация не только реально нужна современному подростку (и обществу), но и будет востребована в ближайшей перспективе. Ниже в тезисном плане мы представим некоторые наши соображения по этому поводу:

1. Профориентационная работа является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегают подростка от «соблазнов» его сегодняшней жизни).

2. Профориентация предполагает системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, что деятельность различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу – формирование готовности выпускников школ стать полноценными гражданами своей страны, а в более общем плане – оптимальное использование главного богатства страны, т.е. ее населения. Заметим, что в этом профориентация близка к самым важным правленческим задачам на самых высших уровнях.

3. Полноценная система профориентационной помощи включает следующие социальные институты: школу, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества (где они еще сохранились), профессиональные учебные заведения, предприятия, медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти и др. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным инициатором («возмутителем спокойствия») по организации проффориентационного взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и социальные педагоги.

4. На уровне самой школы работа также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы, когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на себя и сами подростки, ведь реально они и так помогают друг другу советом и даже реальными действиями в выборе профессии…

5. Профориентационная работа должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…

6. Желательно профориентационную работу строить как на обязательной, так и добровольной основе. Например, некоторые формы и методы вообще могут проводиться лишь с согласия школьников – это сложные психодиагностические методики (когда обследуемый может заявить, что не хочет, чтобы о нем что-то узнали), индивидуальные профконсультации или профориентационные игры. Но переводить всю профориентацию на добровольную работу было бы ошибкой, ведь далеко не каждый педагог и психолог могут так увлечь школьников, что они будут заниматься профориентацией, забыв все на свете – это особый, т.е. редкий талант педагога и давайте не будем себя в этом обманывать. Надо помочь школьнику относиться к профориентации серьезно, а именно – вставить некоторые занятия по профориентации в расписание, этот важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и администрации школы.

 

 

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 1113 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: