Актуальность профориентационной
помощи школьникам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование
полноценных граждан своей страны (а не только «граждан мира»…), а это во
многом зависит от того, чем будут заниматься бывшие повзрослевшие школьники,
какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно
построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные
проблемы еще в период школьного обучения, особенно в старших классах. К
сожалению, на высшем государственном уровне школьная профориентация не
поддерживается. Даже непонятно, к какому ведомству эта профориентация
относится, к Министерству среднего и профессионального образования или к
Министерству труда и социального развития. Хотя реально профоринетационная
работа больше развита в службах занятости, относящихся к ведомству Министерства
труда, но в нормативных документах о службе занятости говорится о том, что
помощь молодежи рассматривается как «дополнительная услуга»…
Таким образом, школьная профориентация переживает у нас сейчас далеко не
лучшие времена. Правда, в ряде школ администрация и педагоги прекрасно
понимают, что именно профориентационная работа является стержнем всего
образовательного процесса. Именно профориентация, понимаемая как специально
организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения должна
школьнику помочь в ответе на вопрос, «зачем я вообще учусь?». Все-таки надо
быть оптимистом и исходить из того, что профориентация не только реально
нужна современному подростку (и обществу), но и будет востребована в
ближайшей перспективе. Ниже в тезисном плане мы представим некоторые наши
соображения по этому поводу:
1. Профориентационная работа
является естественным продолжением всей психолого-педагогической работы с
учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная
помощь в выборе профессии не только ориентирует и организует саму учебную
деятельность школьника (когда он с большим осознанием изучает школьные
предметы, которые могут пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и
привносит элементы спокойствия по отношению к своему будущему (когда
оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегают подростка от
«соблазнов» его сегодняшней жизни).
2. Профориентация предполагает
системную работу многих специалистов. А смысл системы в том, что деятельность
различных социальных институтов должна быть направлена на общую задачу –
формирование готовности выпускников школ стать полноценными гражданами своей
страны, а в более общем плане – оптимальное использование главного богатства
страны, т.е. ее населения. Заметим, что в этом профориентация близка к самым
важным правленческим задачам на самых высших уровнях.
3. Полноценная система профориентационной
помощи включает следующие социальные институты: школу, различные
психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости,
центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества
(где они еще сохранились), профессиональные учебные заведения, предприятия,
медицинские учреждения, общественные организации, правоохранительные органы
(работающие с молодежью), средства массовой информации, местные органы власти
и др. Но координатором такой работы должна быть именно школа, а главным
инициатором («возмутителем спокойствия») по организации проффориентационного
взаимодействия должны быть школьные психологи, социальные работники и
социальные педагоги.
4. На уровне самой школы работа
также должна быть системной, т.е. в ней должны участвовать все, кто так или
иначе работают с детьми, а именно: администрация школ, педагоги, школьные
врачи, школьные психологи, социальные педагоги и даже сами учащиеся. Кроме
того, в этом активно должны участвовать и родители школьников. Важнейшим
условием реального взаимодействия становится грамотное планирование работы,
когда общая цель профориентационной помощи разбивается на ряд частных задач и
каждую из этих задач решает тот человек, который готов выполнить ее
качественно и ответственно. Может так оказаться, что даже некоторые
заинтересованные родители подростков возьмут на себя важные задачи и выполнят
их с высокой степенью ответственности. Более того, часть задач могут взять на
себя и сами подростки, ведь реально они и так помогают друг другу советом и
даже реальными действиями в выборе профессии…
5. Профориентационная работа
должна включать в себя разнообразные, взаимодополняющие формы и методы, а не
ограничиваться только профессиональной психодиагностикой и выдачей
рекомендаций, кто к какой профессии «подходит»…
6. Желательно профориентационную
работу строить как на обязательной, так и добровольной основе. Например,
некоторые формы и методы вообще могут проводиться лишь с согласия школьников
– это сложные психодиагностические методики (когда обследуемый может заявить,
что не хочет, чтобы о нем что-то узнали), индивидуальные профконсультации или
профориентационные игры. Но переводить всю профориентацию на добровольную
работу было бы ошибкой, ведь далеко не каждый педагог и психолог могут так
увлечь школьников, что они будут заниматься профориентацией, забыв все на
свете – это особый, т.е. редкий талант педагога и давайте не будем себя в
этом обманывать. Надо помочь школьнику относиться к профориентации серьезно,
а именно – вставить некоторые занятия по профориентации в расписание, этот
важнейший документ, регламентирующий действия учеников, педагогов и
администрации школы.
|