1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Назарова М.Н., Трапезников Д.А. Рынок труда. Кому нужны выпускники СФУ?

М.Н.Назарова,

директор Центра занятости и сопровождения карьеры

студентов и выпускников СФУ

Д.А.Трапезников,

начальник отдела технологий трудоустройства

 и сопровождения карьеры 

 

Рынок труда. Кому нужны выпускники СФУ?

 

Подготовка квалифицированных специалистов – основная задача высшей школы. Однако ее решение невозможно без участия главных заинтересованных сторон: государства и бизнеса. Пока эта система (государство-вуз-бизнес) не работает. Российская высшая школа – это «вещь сама в себе», которая развивается без учета потребностей экономики и общества. Из-за этого она пока не может производить конкурентоспособный продукт.

Ситуация на сегодняшнем рынке труда – выпускники вузов, не способны применить полученные знания на практике и около 50% выпускников российских вузов, по данным Федеральной службы государственной статистики, работают не по полученной специальности. По данным краевого комитета государственной статистики, и по данным ФСЗН по Красноярскому краю за 2005 г. из 54,7 тысяч безработных, зарегистрированных в краевой службе занятости, более трети – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, из них около 40 процентов – молодежь, впервые ищущая работу, в общем числе безработных края молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет составили 21,2% (по России – 17,8%). Растет число безработных выпускников, которые, после окончания вузов, техникумов и училищ, практически сразу становятся клиентами службы занятости – в 2005 году – 5,8%, в 2006 – 6,9%. Возрастают масштабы скрытой безработицы, которая сейчас охватывает более четверти работоспособной молодежи.

Зачастую молодые специалисты не владеют современным профессиональным инструментарием, и обучены на устаревших технологиях. Положение усугубляется отсутствием единых образовательных стандартов.

Количество людей с высшим образованием растет в геометрической прогрессии. Уже сегодня их значительно больше, чем может поглотить российская экономика. Чтобы устроиться на работу, многие выпускники вузов вынуждены переучиваться и получать рабочую специальность или иную специальность. В 2006 г. в Высшей школе экономики, ведущем вузе страны с самыми востребованными кадрами, проводили внутренний опрос выпускников «Мониторинг динамики карьеры выпускников ГУ-ВШЭ», где было предложено ответь на следующий вопрос: «Соответствует ли работа полученной специальности?» Большинство выпускников ответили, что «полностью соответствует» (42%) или «скорее соответствует» (32%), 15% - «скорее не соответствует», 10% - «абсолютно не соответствует», остальные затруднились ответить.

Имея печальную ситуацию с невостребованостью выпускников вузы упорно продолжают подготовку специалистов не нужных экономике, тем самым гробя колоссальный государственный ресурс.

Похожая ситуация складывается и в сфере фундаментальной науки. Большинство отраслевых институтов сегодня работает «вхолостую». Даже обладая необходимым научным и кадровым потенциалом, они не в состоянии выпускать конкурентоспособный продукт, поскольку не аттестованы по международным стандартам.

Прорыв в сфере подготовки кадров и научно-исследовательской работы может быть обеспечен лишь совместными усилиями государства и бизнеса.

Прежде всего университету необходимо определить потребность региона в квалифицированных специалистах различного профиля. Для этого нужно не только знать мнение бизнеса, но и иметь четкое представление о перспективных направлениях экономического развития страны и региона в частности.

Следующая задача – это привлечение инвестиций в систему образования. Это могут быть деньги вкладываемые в подготовку конкретных специалистов, работа эндаумент фонда, развитие партнерства между бизнесом и высшей школой.

Важное направление совместной работы – сближение образования с реальной экономикой. Бизнес должен открыто декларировать свои кадровые потребности, участвовать в разработке единых образовательных стандартов, активно предоставлять студентам места прохождения производственной практики.

Мы должны помнить, что основным конкурентным преимуществом в современном мире является уже не обладание дешевыми ресурсами, а интеллектуальный и научно-технический потенциал. Его сохранение и развитие – ключ к процветанию в XXI веке. И одним из главных критериев эффективной работы вуза должна стать востребованность его выпускников на рынке труда.

Для создания данного преимущества в университете необходимо создать эффективную систему взаимодействия структур по вопросам подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства. Пример из практики, договора на трудоустройство выпускников проходят через кафедры и деканаты (минуя Центр), а за направлением на работу отправляют в Центр занятости СФУ.

Нельзя распылять функции трудоустройства и производственной практики между разными ведомствами. Необходимо создать целостную и эффективную правовую систему, работающую на решение проблемы востребованности выпускников университета – основным звеном которой должен стать Центр занятости СФУ. Данная система должна включать в себя элементы, относящиеся к: правому сопровождению производственной практики студентов и трудоустройства выпускников; психологическому сопровождению – профтестирование и профконсультирование; влиянию на формирование современной образовательной программы вуза, необходимой для подготовки востребованных экономикой специалистов.

На этапе преобразования университета уже создан единый Центр занятости СФУ, но ситуация переходного периода пока не смогла отладить заявленную систему. Понимая важность создания подобной системы в Программе развития СФУ содержится Задача 5. «Модернизация структуры университета и системы управления» (5.5. «Создание центра мониторинга рынка труда и центра содействия трудоустройству и карьерному росту студентов и выпускников (включая мониторинг карьеры выпускников) и участие в формировании рынка труда совместно со стратегическими партнерами»). Тем самым государство дает университету своеобразный аванс.

При позиционировании Центра занятости и сопровождения карьеры студентов и выпускников как монополиста на реализацию программы трудоустройства выпускников университета, он должен выступить посредником между вузом и бизнес-сообществом.  Тем самым сможет готовить прогнозы развития рынка труда и востребованности кадров, упреждая ситуацию коллапса и влияя на формирование современной образовательной программы университета, делая его выпускников востребованными.

На Западе деятельность подобных центров является элементом корпоративной культуры вуза, про который знает каждый студент и куда можно обратится по вопросам занятости, а администрация всячески способствует их деятельности, понимая, что эта структура работает со внешней средой и является важной составляющей имиджа высшей школы.

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 1093 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Анна Полтавец  
0
Здравствуйте, моя мать Ирина Степановна Прокопюк разыскивает свою родную тетю Назарову Марину Николаевну 1946 года рождения. Мы ничего не знаем о ее судьбе и возможно Вы и есть тот человек, которого мы ищем. Прошу ответить на электронный адрес anewta06@mail.ru или написать на адрес улю Грицевцаб 21-аб кв.25, г. Харьков, Украина.
Заранее спасибо и извените за беспокойство.

Имя *:
Email *:
Код *: