С. В.Насонова,
психолог-профконсультант
центра профориентации,
г. Томск
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
С ДЕТСТВА ДО ЮНОСТИ.
Практика консультаций учащихся 8 - 11
классов часто выявляет не сформированность профессиональных желаний и Я -
концепции. Это люди, у которых часто возникают психологические проблемы,
связанные с недовольством собой, недовольством работой и иногда жизнью в целом,
что ведет за собой внутриличностные и семейные конфликты. Профессиональное
самоопределение является важной частью жизни человека. Практика консультаций
взрослого населения показывает, что в обществе не хватает профграмотности,
профкультуры. Сейчас очень актуальна проблема профсамоопределения, в связи с
чем разработана сотрудниками Центра профориентации молодежи комплексная
программа обучения, в рамках которой решаются проблемы выбора профессионального
пути. Целью данной программы является формирование у личности способности
выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующей
личностным особенностям (склонности, навыки, знания, темперамент) и запросам
рынка труда. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.
Общеизвестно стремление
детей в своих играх подражать взрослым, их действиям и взаимоотношениям. В
дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры. Дети
играют, присваивая себе роли врачей, продавцов и др. У них появляется желание
пробовать себя в разных видах деятельности, например, «можно я помою пол, полью
цветы» и т. д. В этом возрасте ребенок открыт для всего, поэтому нужно
развивать интерес к труду. Так же важно познакомить ребенка с профессиями и
рассказать о тех качествах, которые требует та или иная профессия.
Ведущей деятельностью
младшего школьника (1-4 класс) становится учеба, существенно изменяющая мотивы
его поведения, открывающая новые источники развития его познавательных
интересов и нравственных сил. Игра постепенно включается в трудовую
деятельность, продолжая занимать важное место в развитии личности. Младший школьник
по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в
учебном процессе придается постановке ближних и дальних целей. Выделение труда
в самостоятельную деятельность изменяет его характер и содержание. Формируются
психологические новообразования: рефлексия, самоконтроль, самооценка. В этот
период задача взрослого - ознакомить детей с разнообразием профессий и с
трудовой деятельностью касающейся этих профессий, научить их взаимодействию с
коллективом, развить коммуникативные навыки.
Следующий период
профессионального самоопределения наступает в 5 - 7 классе. Это очень
ответственный период становления личности. В этом возрасте происходит закладка
нравственного отношения к разным видам труда, формирование системы личностных ценностей.
Ведущая потребность подростка - это познание самого себя через общение с
окружающим миром. У ребенка формируется чувство взрослости, он усваивает нормы взаимоотношений,
нарабатывает свои собственные представления о себе и о мире. Освоение окружающего
мира тесно связано с познанием себя, своих индивидуальных личностных качеств и
построением дальнейшего будущего связанного непосредственно с профессиональной
деятельностью. Основной целью взрослого в этот период развития ребенка
является научить его самопознанию и целенаправленной коммуникации.
Важной задачей многих
школьников 8-9 класса, из числа тех, которые собираются поступать в техникумы
или ПТУ, является выбор профессии. Он чаще всего представляет себя в разных
эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный
выбор, на основе знаний о своих возможностях ему пока сделать трудно. Детские
мечты о взрослой жизни сменяются размышлениями о своей будущей профессии. Как
правило, подростков привлекают профессии престижные, современные, творческие,
обеспечивающие высокий статус в финансовом или социальном плане. Одни трезво
оценивают себя и свои возможности, стремятся реализовать намерения в
практических действиях, другие их переоценивают, третьи романтизируют
привлекательность будущей профессии и себя в ней. Педагогам важно оказывать
школьникам индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии и
определении запасного варианта, развивать умение адекватно оценивать свои
личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
В 10 - 11 классах происходит
процесс формирование профессиональной направленности личности. Социально
значимыми факторами для старшеклассников становится самоопределение, выбор
профессии, перспективы жизненного пути, социальный престиж. Новая социальная
позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию.
Происходит переоценка ценностей с точки зрения будущего.
Выбор профессии
связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие
требования к человеку предъявляет профессия. От того, насколько глубоко
старшеклассник познает мир и себя в нем, во многом зависит правильность выбора
жизненного пути. Ребята живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить
моральные проблемы, поговорить о человеке, о духовных качествах личности, о
нормах взаимоотношений между людьми. Задача педагогов - создать условия для
анализа, а не просто информировать школьников. На этом этапе важно осуществлять
профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к
которым у подростка проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо
сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном
виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов.
Итак, мы охватили
весь путь самоопределения личности, где указали все виды профессиональной
помощи в выборе профессии на разных этапах развития. Все выше сказанное
является важными факторами усвоения будущей социально-профессиональной роли.
Литература.
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий:
Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е., перераб., доп. - М.: Академический
Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 203. - 336 с.
2. Наац С. Ф. Мир профессий вокруг нас:
Методическое пособие
3. Волков Б. С., Волкова Н. В.
Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до
юношества: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитарное издание центр
ВЛАДОС , 2005.