1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Носонова С.В. Профессиональное самоопределение с детства до юности

С. В.Насонова,

психолог-профконсультант

 центра профориентации,

г. Томск

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

С ДЕТСТВА ДО ЮНОСТИ.

 

         Практика консультаций учащихся 8 - 11 классов часто выявляет не сформированность профессиональных желаний и Я - концепции. Это люди, у которых часто возникают психологические проблемы, связанные с недовольством собой, недовольством работой и иногда  жизнью в целом, что ведет за собой внутриличностные и семейные конфликты. Профессиональное самоопределение является важной частью жизни человека. Практика консультаций взрослого населения показывает, что в обществе не хватает профграмотности, профкультуры. Сейчас очень актуальна проблема профсамоопределения, в связи с чем разработана сотрудниками Центра профориентации молодежи комплексная программа обучения, в рамках которой решаются проблемы выбора профессионального пути. Целью данной программы является формирование у личности способности выбирать сферу профессиональной деятельности оптимально соответствующей личностным особенностям (склонности, навыки, знания, темперамент) и запросам рынка труда. Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей.

         Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым,  их действиям и взаимоотношениям. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно-ролевые игры. Дети играют, присваивая себе роли врачей, продавцов и др. У них появляется желание пробовать себя в разных видах деятельности, например, «можно я помою пол, полью цветы» и т. д. В этом возрасте ребенок открыт для всего, поэтому нужно развивать интерес к труду. Так же важно познакомить ребенка с профессиями и рассказать о тех качествах, которые требует та или иная профессия.

          Ведущей деятельностью младшего школьника (1-4 класс) становится учеба, существенно изменяющая мотивы его поведения, открывающая новые источники развития его познавательных интересов и нравственных сил. Игра постепенно включается в трудовую деятельность, продолжая занимать важное место в развитии личности. Младший школьник по преимуществу живет сегодняшним днем. В связи с этим большое значение в учебном процессе придается постановке ближних и дальних целей. Выделение труда в самостоятельную деятельность изменяет его характер и содержание. Формируются психологические новообразования: рефлексия, самоконтроль, самооценка. В этот период задача взрослого - ознакомить детей с разнообразием профессий и с трудовой деятельностью касающейся этих профессий, научить их взаимодействию с коллективом, развить коммуникативные навыки.

             Следующий период профессионального самоопределения наступает в 5 - 7 классе. Это очень ответственный период становления личности. В этом возрасте происходит закладка нравственного отношения к разным видам труда, формирование системы личностных ценностей. Ведущая потребность подростка - это познание самого себя через общение с окружающим миром. У ребенка формируется чувство взрослости, он усваивает нормы взаимоотношений, нарабатывает свои собственные представления о себе и о мире. Освоение окружающего мира тесно связано с познанием себя, своих индивидуальных личностных качеств и построением дальнейшего будущего связанного непосредственно с профессиональной деятельностью.  Основной целью взрослого в этот период развития ребенка является научить его самопознанию и целенаправленной коммуникации.

              Важной задачей многих школьников 8-9 класса, из числа тех, которые собираются поступать в техникумы или ПТУ, является выбор профессии. Он чаще всего представляет себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный выбор, на основе знаний о своих возможностях ему пока сделать трудно. Детские мечты о взрослой жизни сменяются размышлениями о своей будущей профессии. Как правило, подростков привлекают профессии престижные, современные, творческие, обеспечивающие высокий статус в финансовом или социальном плане. Одни трезво оценивают себя и свои возможности, стремятся реализовать намерения в практических действиях, другие их переоценивают, третьи романтизируют привлекательность будущей профессии и себя в ней. Педагогам важно оказывать школьникам индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии и определении запасного варианта, развивать умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

                В 10 - 11 классах происходит процесс формирование профессиональной направленности личности. Социально значимыми факторами для старшеклассников становится самоопределение, выбор профессии, перспективы жизненного пути, социальный престиж. Новая социальная позиция изменяет его отношение к обучению, его задачам, целям, содержанию. Происходит переоценка ценностей с точки зрения будущего.

               Выбор профессии связывается не только с потребностями, но и со способностями, с тем, какие требования к человеку предъявляет профессия. От того, насколько глубоко старшеклассник познает мир и себя в нем, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Ребята живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы, поговорить о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми. Задача педагогов - создать условия для анализа, а не просто информировать школьников. На этом этапе важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у подростка проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов.

                 Итак, мы охватили весь путь самоопределения личности, где указали все виды профессиональной помощи в выборе профессии на разных этапах развития. Все выше сказанное является важными факторами усвоения будущей социально-профессиональной роли.

Литература.

 

1.     Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 203. - 336 с.

2.     Наац С. Ф. Мир профессий вокруг нас: Методическое пособие

3.     Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС , 2005.

 

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 773 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: