Е. Ю. Осипова, начальник
отдела профконсультации
центра профориентации,
г. Томск
Профориентационная
работа с подростками
Основная идея
предпрофильной и профильной подготовки заключается в индивидуализации обучения
и социализации обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда. Комплексная психолого-профориентационная программа для учащихся школы
вводит ребят в то образовательное пространство, которое позволяет
актуализировать психологический потенциал личности, сформировать ценностное
отношение к профессиональной деятельности, развить необходимые качества:
мотивацию достижения успеха, уверенность, способность моделировать траектории
профессионального развития. Профессиональное становление начинается еще в
дошкольном и младшем школьном возрасте (0-12 лет), в котором происходит
зарождение профессионально ориентированных интересов. Период отрочества - один
из самых ответственных периодов становления личности. Ведущая потребность
подростка – это познание самого себя через общение с окружающим миром,
окружающими людьми. У подростка формируется чувство взрослости, он усваивает
нормы личных и деловых отношений, нарабатывает свои собственные представления о
себе и о мире. Именно в этом возрасте появляется повышенный интерес к
профессиональному, творческому труду, возрастает значение для подростка
коллективного, группового мнения сверстников. Освоение окружающего мира для
ребенка тесно связано с познанием себя, своих индивидуальных, личностных
качеств и построением своего дальнейшего жизненного пути.
На психолого -
профориентационных занятиях ребята изучают мир профессий, историю
возникновения профессии, современные условия труда. В ходе занятий подростки
формируют теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий,
изучают классификацию профессий по Е.А.Климову. Освоение мира профессий
проводится на основе методов активных игр: «Коммуникативная сказка о
Профессии», «Маршрут профессиональных проб», игры «Чудо - профессия» и «Планеты
профессионалов». Центральным звеном игровых технологий на уроке является метод
моделирования. Ребята создают различные модели профессий в коммуникативных
сценках, рисунках, стихах о профессиях, маршрутах и картах. Метод моделирования
позволяет развивать творческое мышление подростков, актуализировать личностные
ресурсы.
Следует сказать, что
основной целью психолого-профориентационных занятий является самопознание. Для
подростков самопознание связано с изучением своих индивидуальных качеств, с
открытием в себе и в других ребятах целостного образа «Я», т. е. представления
личности о себе, своих возможностях вообще и в определенных видах деятельности
в частности. В ходе упражнений на изучение «Я - концепции» и самооценки
подростки узнают, что образ «Я» отличается текучестью и открытостью новому
опыту. Навыки самопознания у ребят формируются в ходе упражнений и во время
обсуждения игр. Ребята учатся распознавать те или иные качества личности,
осваивают навыки рефлексии, учатся осознавать себя в различных ситуациях.
Знание своих индивидуальных особенностей и соотнесение их с профессионально
важными качествами помогают ребятам смоделировать дальнейший путь
профессионального роста, карьеры и определиться в сфере интересов.
Ролевые игры
«Установление контакта», «Самопрезентация» и другие имитационные игры помогают
ребятам выстраивать отношения со сверстниками в ходе целенаправленной
коммуникации. Развитие профессионального и личностного самосознания для
подростков связано с умением быть активным и уверенным человеком, т.е. иметь
возможность получать не только знания о профессии и о своих особенностях, но и
развивать коммуникативные и презентационные навыки и способности в области
моделирования своего дальнейшего карьерного роста. Умение находиться в
коммуникации требует от подростка освоения правил делового этикета, умений
ставить цели и достигать их. Ребята учатся навыкам делового общения,
формулированию личных целей, делают рисунок Дерева Целей, анализируют свои
достижения, выполняя методики «Мои достижения». «Что помогло тебе в данной
ситуации? Что сделало тебя увереннее? Что помогло достичь поставленной цели?» -
ребята отвечают на самые разные вопросы, актуализируя свои личностные ресурсы.
Психолого -
профориентационные занятия позволяют включить подростков в процесс социализации
как в процесс «познания себя и других, умение соотносить себя с окружающим и
развиваться в направлении адекватной самореализации, когда высшими ценностями
являются труд, любовь, мысль» [1]. Для ребят проводится игровой тренинг «Жизнь
по собственному выбору», который помогает ребятам сформировать целостное
представление о своем пути профессионального и личностного развития и
сформировать навыки выбора.
В результате проводимой
психолого-профориентационной работы в рамках комплексной программы учащиеся
получают знания, позволяющие делать выбор разных учебных предметов, занятий в
кружках художественного и технического творчества осознанным и связанным с
развитием учебно - профессиональных намерений.
Литература.
1. Э. Фромм.
«Человеческий характер и социальный процесс», М., 1998 г.
|