1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Осипова Е.Ю. Профориентационная работа с подростками

Е. Ю. Осипова,

начальник

 отдела профконсультации центра профориентации,

г. Томск

 

 

Профориентационная работа с подростками

 

Основная идея предпрофильной и профильной подготовки заключается в индивидуализации обучения и социализации обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Комплексная психолого-профориентационная программа для учащихся школы вводит ребят в то образовательное пространство, которое позволяет актуализировать психологический потенциал личности, сформировать ценностное отношение к профессиональной деятельности, развить необходимые качества: мотивацию достижения успеха, уверенность, способность моделировать траектории профессионального развития.  Профессиональное становление начинается еще в дошкольном и младшем школьном возрасте (0-12 лет), в котором происходит зарождение профессионально ориентированных интересов. Период отрочества  - один из самых ответственных периодов становления личности. Ведущая потребность подростка – это познание самого себя через общение с окружающим миром, окружающими людьми. У подростка формируется чувство взрослости, он усваивает нормы личных и деловых отношений, нарабатывает свои собственные представления о себе и о мире. Именно в этом возрасте появляется повышенный интерес к профессиональному, творческому труду, возрастает значение для подростка коллективного, группового мнения сверстников. Освоение окружающего мира для ребенка тесно связано с познанием себя, своих индивидуальных, личностных качеств и построением  своего дальнейшего жизненного пути.

 На психолого - профориентационных занятиях  ребята изучают мир профессий, историю возникновения профессии, современные условия труда. В ходе занятий подростки формируют теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий, изучают классификацию профессий по Е.А.Климову. Освоение мира профессий проводится на основе методов активных игр: «Коммуникативная сказка о Профессии», «Маршрут профессиональных проб», игры «Чудо - профессия» и «Планеты профессионалов». Центральным звеном игровых технологий на уроке является метод моделирования. Ребята создают различные модели профессий в коммуникативных сценках, рисунках, стихах о профессиях, маршрутах и картах. Метод моделирования позволяет развивать творческое мышление подростков, актуализировать личностные ресурсы.

Следует сказать, что основной целью психолого-профориентационных занятий является самопознание. Для подростков самопознание связано с изучением своих индивидуальных качеств, с открытием в себе и в других ребятах целостного образа «Я», т. е. представления личности о себе, своих возможностях вообще и в определенных видах деятельности в частности. В ходе упражнений на изучение «Я - концепции» и самооценки подростки узнают, что образ «Я» отличается текучестью и открытостью новому опыту. Навыки самопознания у ребят  формируются в ходе упражнений и во время обсуждения игр. Ребята учатся распознавать те или иные качества  личности, осваивают навыки рефлексии, учатся осознавать себя в различных ситуациях. Знание своих индивидуальных особенностей и соотнесение их с профессионально важными качествами помогают ребятам смоделировать дальнейший путь профессионального роста, карьеры и определиться в сфере интересов.

Ролевые игры «Установление контакта», «Самопрезентация» и другие имитационные игры  помогают ребятам выстраивать отношения со сверстниками в ходе целенаправленной коммуникации. Развитие профессионального и личностного самосознания для подростков связано с умением быть активным и уверенным человеком, т.е. иметь возможность получать не только знания о профессии и о своих особенностях,  но и развивать коммуникативные и презентационные навыки и способности в области моделирования своего дальнейшего карьерного роста. Умение находиться в коммуникации требует от подростка освоения правил делового этикета,  умений ставить цели и достигать их. Ребята учатся навыкам делового общения, формулированию личных целей, делают рисунок Дерева Целей, анализируют свои достижения, выполняя методики «Мои достижения». «Что помогло тебе в данной ситуации? Что сделало тебя увереннее? Что помогло достичь поставленной цели?» - ребята отвечают на самые разные вопросы, актуализируя свои личностные ресурсы.

Психолого - профориентационные занятия позволяют включить подростков в процесс социализации как в процесс «познания себя и других, умение соотносить себя с окружающим и развиваться в направлении адекватной самореализации, когда высшими ценностями являются труд, любовь, мысль» [1]. Для ребят проводится игровой тренинг «Жизнь по собственному выбору», который помогает ребятам сформировать целостное представление о своем пути профессионального и  личностного развития и сформировать навыки выбора.

В результате проводимой психолого-профориентационной работы в рамках комплексной программы учащиеся получают знания, позволяющие делать выбор разных учебных предметов, занятий в кружках художественного и технического творчества осознанным и связанным с развитием учебно - профессиональных намерений.

Литература.

1. Э. Фромм. «Человеческий характер и социальный процесс», М., 1998 г.

 

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 1620 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: