Марина Анатольевна Пугачева,
педагог-психолог
МОУ «Центр диагностики и консультирования»,
Емельяновский район, Красноярский край
Особенности
системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, содействующие выбору
профессии: опыт Емельяновского района Красноярского края.
В
соответствии
с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.,
где ставится задача создания «системы специализированной подготовки
(профильного обучения)
в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с
учетом
реальных потребностей рынка труда…» в Емельяновском районе с 2003г.
реализуется
эксперимент по введению предпрофильной подготовки и профильного
обучения. Для
достижения значимых результатов работы в данном направлении выстроено
системное
взаимодействие ряда учреждений и специалистов, в конечном счете,
замыкающееся
на личности учащегося. Системное взаимодействие осуществляется на
основе
дифференцированного подхода к формированию такого интегрального
качества
личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки, с
учетом
производственного окружения, географических условий, традиций района.
Психолого-педагогическое
сопровождение эксперимента осуществляется специалистами Центра диагностики и
консультирования.
Для
школ района стало традиционным проведение профориентационной
работы в 8-9 классах, у школьников формируется общее представление о
мире профессий, правилах выбора профессии.
В 8-х
классах проводится первичная консультация и диагностика с использованием
следующих методик: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), опросник
Шмишека, в 9-х классах используются - опросник Йовайши, опросник
профессиональной направленности личности Голланда, опросник Айзенка, вопросник КОС, тесты «Готовность к саморазвитию»,
«Общительность», «Нравственная самооценка», компьютерные тесты.
Результаты профориентационной диагностики особенно важны учениками, ведь при
выборе профессии они испытывают самые различные трудности. Школам данная
информация позволяет наиболее качественно реализовывать принципы гуманизации
образования и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Практикуется профессиональное просвещение. Общая информация о
профессиях: виды профессий, условия труда, рынок труда. Особенности рынка труда
в Красноярском крае, в Емельяновском районе и в стране. Общая информация «Что
нужно знать о себе»: интересы, способности, склонности, возможности, уровень
притязаний, система профессиональной подготовки. Профессии и специальность.
Профессиональная пригодность. Модель личности специалиста. Проходят встречи со
специалистами средних и высших профессиональных учебных заведений района,
города, просмотр видеофильмов по профессиональному самоопределению.
Со старшеклассниками профориентационная работа строится на основе идеи
единства нравственного и профессионального самоопределения. Акцент делается на
индивидуально-личностные и групповые формы работы с выпускниками, преобладают
индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием. Для более полного
профессионального самоопределения учащихся используются элективные курсы,
профориентационные викторины, тренинги («В поисках своего призвания», «Мой
навигатор в мире профессий», «Экзамен – это просто» и др.), деловые игры,
проектная деятельность, т.е особая роль принадлежит методам активного
обучения, деятельностностному подходу, умению самостоятельно добывать знания в
процессе обучения.
Довольно
информативным методом профориентационной работы являются социальные пробы,
позволяющие учащимся «примерить» профессию. К примеру, в ЕСОШ №1 социальные
пробы проходят в два этапа: первый этап – курс «Мой выбор», проходящий в первом
полугодии, второй этап – собственно социальные пробы, которые учащиеся проходят
на местах работы родителей. После практики ребята пишут отчет о прохождении
практики, приносят отзывы от руководителей практики. В ЕСОШ № 3 учащиеся
проходят практику в социальных учреждениях: ДОУ, библиотека, проводят уроки в
школе. В Тальской СОШ, из-за отсутствия какого-либо производства учащиеся
проходят социальные пробы на почте, сами изготавливают, а потом продают поделки
из дерева. В Никольской СОШ социальные пробы проходят в основном в форме
экскурсий, однако, желающие ученики могут попробовать себя в той или иной
профессии, например, в профессии продавца магазина.
Практически
все школы района принимают участие в ежегодной «Ярмарке профессий», где они
знакомятся с различными учебными заведениями, узнают условия поступления,
получают консультацию психолога по вопросу выбора профессии.
Учащиеся, обратившиеся
за психологической помощью на «Ярмарке профессий» 2008г.
В
2007-2008 учебном году в Емельяновском районе впервые проводились конкурсы:
конкурс на «Лучшее информационное пространство по ППП и ПО», цель: содействие
развитию инициативы в проведении профориентационной работы в ОУ; конкурс среди
учащихся ОУ на «Лучшее портфолио», цель: содействие осознанному выбору
профессии, формирование у учащихся навыков самопрезентации. Проведение этих
конкурсов способствовало не только дополнительному привлечению внимания школ к
проблеме профессиональной ориентации, но и способствовало обмену положительным
опытом.
Несмотря
на достаточно выстроенную в районе систему работы, направленную на
профессиональную ориентацию учащихся, порой возникают некоторые вопросы. Каковы
критерии готовности к выбору профессии? В какой форме фиксировать все
достижения учащихся, их склонности, интересы для дальнейшего выбора профиля?
Для
решения возникших проблем Центр диагностики и консультирования разработал
программу профессиональной ориентации учащихся. В этой программе отражены не
только все необходимые знания, умения, навыки, которыми должны обладать
учащиеся на каждой ступени ППП и ПО, но и конкретные планы работы, по каждой
теме, способы фиксации результатов (рабочие тетради). Данная программа -
совместная работа психологов района и специалистов, отвечающих за
профориентационную работу в своей школе, т.е. обобщение опыта работы в этой
проблеме (районного и опыта работы других регионов). В предстоящем учебном году
программа будет апробирована в школах района. Школьники получат прекрасный
импульс к осознанному и обоснованному выбору профессии!
|