1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 2

Пугачева М.А. Особенности системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, содействующие выбору профессии

Марина Анатольевна Пугачева,

педагог-психолог

МОУ «Центр диагностики и консультирования»,

Емельяновский район, Красноярский край

 

 

Особенности системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, содействующие выбору профессии: опыт Емельяновского района Красноярского края.

 В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., где ставится задача создания «системы специализирован­ной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразователь­ной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…» в Емельяновском районе с 2003г. реализуется эксперимент по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения. Для достижения значимых результатов работы в данном направлении выстроено системное взаимодействие ряда учреждений и специалистов, в конечном счете, замыкающееся на личности учащегося. Системное взаимодействие осуществляется на основе дифференцированного подхода к формированию такого интегрального качества личности как профессиональная направленность каждого юноши и девушки, с учетом производственного окружения, географических условий, традиций района.

Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента осуществляется специалистами Центра диагностики и консультирования.

 Для школ района стало традиционным проведение профориентационной работы в 8-9 классах, у школьников формируется общее представление о мире профессий, правилах выбора профессии.

В 8-х классах проводится первичная консультация и диагностика с использованием  следующих методик: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), опросник Шмишека, в 9-х классах используются - опросник Йовайши, опросник профессиональной направленности личности Голланда, опросник Айзенка, вопросник КОС, тесты «Готовность к саморазвитию», «Общительность», «Нравственная самооценка», компьютерные тесты. Результаты профориентационной диагностики особенно важны учениками, ведь при выборе профессии они испытывают самые различные трудности. Школам данная информация позволяет наиболее качественно реализовывать принципы гуманизации образования и индивидуального подхода к каждому ребенку.

Практикуется профессиональное просвещение. Общая информация о профессиях: виды профессий, условия труда, рынок труда. Особенности рынка труда в Красноярском крае, в Емельяновском районе и в стране. Общая информация «Что нужно знать о себе»: интересы, способности, склонности, возможности, уровень притязаний, система профессиональной подготовки. Профессии и специальность. Профессиональная пригодность. Модель личности специалиста. Проходят встречи со специалистами средних и высших профессиональных учебных заведений района, города, просмотр видеофильмов по профессиональному самоопределению.
         Со старшеклассниками профориентационная работа строится на основе идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Акцент делается на индивидуально-личностные и групповые формы работы с выпускниками, преобладают индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием. Для более полного профессионального самоопределения учащихся используются элективные курсы, профориентационные викторины, тренинги («В поисках своего призвания», «Мой навигатор в мире профессий», «Экзамен – это просто» и др.), деловые игры, проектная деятельность, т.е особая роль принадлежит ме­тодам активного обучения, деятельностностному подходу, умению самостоятельно добывать знания в процессе обучения.

Довольно информативным методом профориентационной работы являются социальные пробы, позволяющие учащимся «примерить» профессию. К примеру, в ЕСОШ №1 социальные пробы проходят в два этапа: первый этап – курс «Мой выбор», проходящий в первом полугодии, второй этап – собственно социальные пробы, которые учащиеся проходят на местах работы родителей. После практики ребята пишут отчет о прохождении практики, приносят отзывы от руководителей практики. В ЕСОШ № 3 учащиеся проходят практику в социальных учреждениях: ДОУ, библиотека, проводят уроки в школе. В Тальской СОШ, из-за отсутствия какого-либо производства учащиеся проходят социальные пробы на почте, сами изготавливают, а потом продают поделки из дерева. В Никольской СОШ социальные пробы проходят в основном в форме экскурсий, однако, желающие ученики могут попробовать себя в той или иной профессии, например, в профессии продавца магазина.

Практически все школы района принимают участие в ежегодной «Ярмарке профессий», где они знакомятся с различными учебными заведениями, узнают условия поступления, получают консультацию психолога по вопросу выбора профессии.

Учащиеся, обратившиеся за психологической помощью на «Ярмарке профессий» 2008г.

В 2007-2008 учебном году в Емельяновском районе впервые проводились конкурсы: конкурс на «Лучшее информационное пространство по ППП и ПО», цель: содействие развитию  инициативы в проведении профориентационной работы в ОУ; конкурс среди учащихся ОУ на «Лучшее портфолио», цель: содействие осознанному выбору профессии, формирование у учащихся навыков самопрезентации. Проведение этих конкурсов способствовало не только дополнительному привлечению внимания школ к проблеме профессиональной ориентации, но и способствовало обмену положительным опытом.

Несмотря на достаточно выстроенную в районе систему работы, направленную на профессиональную ориентацию учащихся, порой возникают некоторые вопросы. Каковы критерии готовности к выбору профессии? В какой форме фиксировать все достижения учащихся, их склонности, интересы для дальнейшего выбора профиля?

Для решения возникших проблем Центр диагностики и консультирования разработал программу профессиональной ориентации учащихся. В этой программе отражены не только все необходимые знания, умения, навыки, которыми должны обладать учащиеся на каждой ступени ППП и ПО, но и конкретные планы работы, по каждой теме, способы фиксации результатов (рабочие тетради). Данная программа -  совместная работа психологов района и специалистов, отвечающих за профориентационную работу в своей школе, т.е. обобщение опыта работы в этой проблеме (районного и опыта работы других регионов). В предстоящем учебном году программа будет апробирована в школах района. Школьники получат прекрасный импульс к осознанному и обоснованному выбору профессии!

 

 

Категория: Секция № 2 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 905 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: