Светлана Александровна Захарова,
зав. филиалом библиотечного социально- нравстсвенного
центра«Айсберг», практический психолог
Республиканской юношеской библиотеки,
Республика Татарстан
АВТОРСКАЯ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ
Результатом многолетнего
опыта работы в сфере профориентации специалистами социально-нравственного
центра Республиканской юношеской библиотеки Татарстана стало создание
собственной комплексной методики проведения консультаций по профориентации. Ее
апробация и внедрение показали активную востребованность учащимися 10 - 11
классов. Характерно, что на такие консультации, все чаще, подростки приходят с
родителями. В результате каждый восьмой старшеклассник, прошедший комплексную
консультацию и получивший наши рекомендации, не только верно выбирает профессию
и учебное заведение, но и поступает на дневное отделение и бюджетную форму
обучения.
Особенность данной
комплексной разработки заключается в предоставлении психологами многоуровневой
программы индивидуальной помощи учащимся:
1-ый: проведение групповых консультаций с
использованием психолого-педагогических методик и компьютерной диагностики по
выявлению интересов, способностей, предпочтений молодежи. Проводится активное
информирование подростков о всех учебных заведениях города. Информация
предоставляется в различных доступных видах: печатном (буклеты, листовки),
словесном (непосредственно консультация или подробный рассказ), видео
(видеофильм). Желающие сразу же проходят компьютерное тестирование и знакомятся
с полученными результатами.
2-ой: проведение индивидуальных
консультаций. Как правило, на такие консультации подростки приходят с
родителями. После прохождения компьютерного тестирования специалист дает
подробное объяснение полученным результатам, обращает внимание на наклонности и
способности подростка, обсуждает с родителями возможность платного обучения и
на основе полученных данных рекомендует учебные заведения.
3-ий: помощь в выборе профессии, наиболее
подходящей личности с привлечением специалистов: психолога, социолога,
профконсультанта. По окончанию школы многие абитуриенты теряются среди
многообразия профессий. Кроме трудностей, связанных с выбором будущей
специальности, существуют и другие немаловажные проблемы. Одна из них связана с
тем, что подростки не всегда четко и верно представляют себе содержание будущей
профессии, а так же последующее трудоустройство. Другая проблема связана с тем,
что желания не всегда совпадают с действительностью. Могут существовать
качественные различия между будущей профессией и психическими особенностями
подростка. И только совместная и скоординированная помощь таких специалистов,
как психолог, социолог и профконсультант позволяет определиться с окончательным
и наиболее подходящим выбором будущей профессии.
4-ый: подбор учебных заведений по
подготовке специалистов данной профессии, опираясь на внутренние и внешние
информационные ресурсы. У профконсультанта и психолога существует база данных,
в которую внесены все сведения об учебных заведениях города, и которая каждый
год обновляется. Это дает возможность быть в курсе всех возможных изменений и
избежать неприятных неожиданностей при поступлении.
5-ый: обеспечение процесса подготовки к
поступлению в учебные заведения. Подбор необходимой учебной, справочной и
другой полезной литературы. Среди многообразия учебных пособий трудно выбрать
подходящее. Специалисты помогают подобрать нужную литературу, которая
максимально облегчает процесс подготовки, но в то же время делает его плодотворным.
Старшеклассникам предоставляется возможность проверять свои знания и уровень
подготовки к экзаменам с помощью компьютерных тестов по отдельным предметам
(математика, словесность, биология и другие), которые подростки проходят в
течение года.
6-ой: помощь в социально-профессиональной
адаптации выпускников учебных заведений: проведение социально-ролевых игр,
практикумов, тренингов. Все эти мероприятия направлены на воспитание уверенной
в себе и конкурентоспособной личности. Для успешной учебы в образовательном
учреждении необходимо зарекомендовать себя как яркая личность, обладающая
следующими качествами: инициативность, активность, лидерские способности,
умение ладить с людьми, высокие коммуникативные навыки. На формирование этих
качеств и направлена помощь в социальной адаптации. Так же проводится работа в
плане профессиональной адаптации: выпускникам учебных заведений даются
рекомендации, как правильно написать резюме, как найти работу и как правильно
вести себя на собеседовании.