Наталья Николаевна Обрикова,
заместитель директора по методической
деятельности и развитию библиотеки
ГУК «Кемеровская областная библиотека
для детей и юношества»
Инна Валерьевна Гук,
заведующая сектором
отдела справочно-информационного
и библиографического сервиса
ГУК «Кемеровская областная библиотека
для детей и юношества»
Библиотеки
Кузбасса – юношеству:
Профориентационное направление библиотечной
деятельности
Сегодняшнее время
характеризуется новым взлетом интереса и требований к профориентационной
деятельности библиотеки. Меняется время, становятся иными требования к
библиотеке, библиотекарю. Однако значимость профориентационной работы не
снижается. Для современной молодежи, вступающей во взрослую жизнь, очень важно
определить свой профессиональный путь. Процесс выбора профессии в значительной
мере связан с трудностями в получении необходимой информации. Как показывает
анализ деятельности муниципальных библиотек Кузбасса в 2007 году, профориентационная
работа с юношеством остается одним из приоритетных направлений в работе
библиотек.
Профориентационная работа
в библиотеках – это система трех основных взаимосвязанных подсистем:
R
Профессиональное
информирование - предоставление знаний о различных профессиях, способах и путях
их приобретения
R
Профессиональное
консультирование - помощь молодежи в выборе профессии с учетом индивидуального
призвания, склонностей, здоровья (последнее можно охарактеризовать как
профотбор).
R
Профессиональная
адаптация - помощь вхождению личности в новые для нее условия труда и
социального окружения.
Эффективность
профориентационной работы во многом зависит от правильной методики и
систематичности.
Методика организационной
профориентационной работы строится по следующим направлениям:
R
с учащимися и
профессионально неустойчивой частью рабочей молодежи, чей выбор профессии еще
не окончателен;
R
с учащими, уже
обучающими по специальности с целью подтверждения правильности выбранной
специальности;
R
с родителями;
R
с педагогами,
воспитателями.
Работа по профориентации в
библиотеках ведется планомерно, так, многие библиотеки работают по целевым
программам.
ЦГБ им. Н.В. Гоголя г.
Кемерово продолжает реализовывать программу «Профессиональная ориентация
молодежи в условиях публичной библиотеки». Целью данной программы является
предоставление библиотекой возможностей знакомства будущим выпускникам школ с
информацией о всех высших и средних специальных учебных заведениях
России, особенно Кузбасса, о наборе имеющихся в них профессий, условиях их
получения и т. д. А также оказание помощи в выборе учебного заведения тем, кто
еще в этом выборе не определился. В рамках этой программы предусматривается
детальное знакомство с профессией и условиями обучения в учебном заведении.
Цель программы ЦГБ г.
Осинники «Сто и одна дорога» – учитывая индивидуальные особенности личности, помощь юношеству в
выборе профессии. Методы реализации программы: организация встреч с психологом,
профконсультантом, специалистами центра занятости, студентами ВУЗов. Для
реализации этой программы был оформлен уголок информбюро: «Кем быть? Куда пойти
учиться?»
По целевой программе
«Путь в профессию» работает ЦБС г. Полысаево (2005-2009 гг.). Целью данной
программы является целенаправленное повышение уровня профориентационной работы
в библиотеке и воспитание интереса к профессии. Одна из задач программы
является - формирование у школьников-старшеклассников положительного отношения
к себе, уверенности в своих способностях, что, безусловно, является одним из
важнейших факторов в работе профориентации.
В 2007 году городская библиотека №
4 г. Киселевска продолжила программу по профориентации «Окно в мир
профессий». Для старшеклассников были организованы встречи с представителями
разных профессий: («Мечта. Призвание. Профессия»: вечер-встречи (профессия
программист); «Наша профессия – это постоянное творчество» путешествие в мир
профессии (профессия библиотекарь). Так, на 2008 год библиотека-филиал № 2
разрабатывает программу «Шаг во взрослую жизнь», в которой большое место также
отводится профориентации молодежи.
Библиотека - филиал № 23
Ленинскузнецкого района работает по программе «Адрес твоей судьбы», проведены
цикл бесед «Адрес твоей судьбы», оформлена книжная выставка «Молодёжная
политика сегодня», неделя молодёжной книги «Образование. Карьера. Занятость», в
её рамках работала книжная выставка, проводились беседы-консультации с
представителями молодёжной биржи труда.
С 2007 библиотека
Тисульского района работает по комплексной целевой программе «Профессию –
молодежи, будущее – поселку», рассчитанная на 3 года. Центральная районная
библиотека г. Топки работает по программе «Первый шаг» со школой № 2 (с 2006г.)
Совместно составленная программа учитывает все потребности школьников по
профессиональной ориентации. Психолог школы проводит тестирования на
профпригодность.
Профориентационная работа
ведется в тесном сотрудничестве с центрами занятости населения, психологами
школ, классными руководителями.
Работа по профориентации
в библиотеках ведется в основном по двум направлениям: профессиональное
информирование – предоставление информации о различных профессиях, путях их
получения; профессиональное консультирование – помощь юношеству в выборе
профессии с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Основными направлениями
профориентационной работы с юношеством в ЦБС г. Новокузнецка являются:
R
Знакомство
старшеклассников с основными профессиями региона.
R
Воспитание
нравственного отношения к труду.
R
Знакомство с
учебными профессиональными учреждениями города.
R
Воспитание у
студентов стремления к самовыражению через выбранную профессию.
В 2007 году в библиотеках
был проведен ряд профориентационных мероприятий: форум-встреча «Студенческая
жизнь» (ЦГБ г. Березовский), целью данного мероприятия было: познакомить
учащихся со студенческими буднями, помочь в профессиональном выборе; игра – тренинг
«Познай себя и выбери профессию» (ЦГБ г. Белово),
игра «Лабиринт профессий» (филиал №1 г. Белово); день будущего
специалиста «Школа… А дальше?» (библиотека - филиал «Гармония» ЦГБ им. Н.В.
Гоголя г. Кемерово). В рамках Месячника абитуриента в библиотеках-филиалах ЦБС г.
Прокопьевска прошли различные профориентационные мероприятия, охватившие все
районы города:
R
беседа-обзор
«Новые профессии» (филиал № 2);
R
беседа «Профессия
на всю жизнь» (филиал № 3);
R
беседы «Акцент
профессии», «Найди свое призвание» (филиал № 5);
R
День абитуриента,
День выбора профессий (филиал № 15);
R
час
будущей профессии (филиал
№ 17);
R
час знакомства
«Серпантин профессий» в ПУ №16 и №32, тренинг «Гороскоп, профессия и ты» (филиал
№ 23).
Активно в работе
библиотек по профориентации используется наглядная форма работы – книжные
выставки. Нужно отметить, что библиотекари разнообразили содержание книжных
выставок, помимо книг и периодических изданий представлены тесты, помогающие
определить возможности и профессиональные склонности; справочники учебных
заведений, рекламная продукция (буклеты, листовки) местных учебных заведений, а
также можно порекомендовать электронные варианты изданий.
В ЦГБ г. Полысаево
действует клуб для юношества «Как найти дорогу к увлечению». Целью клуба
является целенаправленное повышение уровня профориентационной работы в
библиотеке и воспитание интереса к профессии. В рамках этого клуба проходят
встречи с работниками пожарной службы, журналистами Пресс-центра г. Полысаево,
работниками Детско-юношеского клуба физической подготовки и др.
В 2007 году в рамках
областного фестиваля «Профессия: ориентиры молодым» в ЦБС г. Прокопьевска
состоялся седьмой Городской конкурс молодежных творческих работ «Радуга
профессий», посвященный Году семьи. Также наиболее активно в библиотеке использовались
такие формы работы с подростками как беседы и уроки профориентации. Гостями
подобных мероприятий часто становятся психологи, которые проводят с подростками
экспресс-опросы, анкетирование, тестирование и различные тренинги.
Для оказания
психологической помощи и поддержки старшеклассников, в библиотеках
применяются различные методы: тренинги, ролевые игры, конкурсы, анкетирование,
тестирование, различные ситуативные моменты для того, чтобы как можно больше
дать самостоятельности в действиях и выражении мысли, проходят акции, ярмарки
по профессиям.
Так, ЦБС г.
Анжеро-Судженска (филиал №1) совместно с представителем «Кемеровского центра
профессиональной ориентации молодёжи» провели городские акции: «День
профессии», «Фестиваль профессий».
Профессиональное
самоопределение личности - это не разовое действие, а длительный процесс,
охватывающий значительный период жизни человека. Выпускник должен научиться
анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке труда, оценивать и соизмерять
свои потребности и возможности, воспринимать нужную информацию. Планируя
карьеру, выбирая профессию, старшекласснику приходиться собирать сведения и о
других профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Нужные и важные
сведения можно получить из разных источников: из средств массовой информации, в
справочной литературе, обращаясь в библиотеку. Поэтому, задача библиотек
состоит в том, чтобы повышать уровень информированности старшеклассников в
сфере профориентации, обновление форм профориентационной работы.
Традиционной формой в
работе библиотек по профориентации остаются обзоры литературы. ЦБС г. Белово (филиал
№8) провела обзор литературы на тему: «Путь выбора». Мероприятие
сопровождались обзором книжных выставок «Студгородок», «В помощь поступающим»,
«Абитуриенту!». При проведении мероприятия активно используется тематическая
папка «Профориентация», в которой собран материал из местной и региональной
прессы о рейтинге профессий, информация о редких и современных профессиях и
специальностях. Информационный материал активно используется во время
подготовки к поступлению выпускников в учебные заведения.
Обзор «Куда пойти
учиться, чтоб потом озолотиться» для учащихся 9-11-х классов проводился в ЦБС
г. Ленинск-Кузнецкий (библиотека-филиал № 7). На выставке-рейтинге «Профессии,
которые мы выбираем» была представлена литература, рассказывающая о профессиях,
востребованных на рынке труда и хорошо оплачиваемых: логист, веб-мастер,
маркетолог, фандрейзер, PR-агент,
ипотечный брокер и др. Материалы были представлены газетно-журнальными статьями
2006-2007 года выпуска и справочниками для поступающих в учебные заведения
области и страны.
В городской библиотеке № 4 г. Киселевска была проведена ярмарка рабочих профессий «Профессии нашего города». На встречу были
приглашены представители учебных заведений, которые успешно работают на рынке
образовательных услуг города: мастера производственного обучения. Они
познакомили ребят с рабочими профессиями, которые можно получить в этих учебных
заведениях, рассказали о том, насколько востребованы сегодня молодые
специалисты в городе. В ходе встречи активное участие принимали учащиеся этих
учебных заведений. Ребята рассказывали об учебе, о возможностях получить второе
образование в стенах училищ, о спортивных секциях и кружках по интересам.
Нужно отметить, что библиотеки в
работе с юношеством используют не только традиционные формы обслуживания, но и
электронные.
Так, в ЦГБ г. Гурьевска
установлены компьютерные программы по профориентации KW Soul Scanner. С помощью программы тестируется темперамент,
интересы и т.д. Любой читатель, приходящий в библиотеку, может воспользоваться
этими тестами, для выявления способностей.
Выбор профессии - одно из
важнейших решений, принимаемых нами в жизни, поскольку все мы хотим, чтобы работа
соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно
оплачивалась.
Большего успеха в
профессии достигает тот, для кого она стала результатом осознанного,
осмысленного и самостоятельного выбора. Целенаправленная профориентационная
работа библиотекарей среди молодежи дает им возможность определиться в выборе
профессии, а значит сориентироваться «по жизни». «Выбрать работу по сердцу»,
«Найти свое место в жизни», - говорят школьникам родители и учителя, стараясь
помочь в определении профессий. Одной из задач библиотеки является помощь в
выборе профессии.
18 мая 2007 года в ЦБС г.
Ленинск-Кузнецкий (библиотека-филиал № 14) состоялась беседа «Призвание – что
это такое?». Цель беседы: «Выбирая профессию – выбираешь судьбу». К беседе была
оформлена книжная выставка «Старт во взрослую жизнь». На ней были представлены
книги, рассказывающие о профессиях, учебных заведениях России и Кемеровской
области, в которых этим профессиям можно обучиться.
В непринужденной обстановке прошла
беседа с выпускниками школ в ЦБС г. Осинники «Дорогами профессий», где ребят
познакомили с новыми профессиями, с различными методами поиска работы;
объяснили такие понятия, как «рынок труда», «конкурентоспособность», «молодой
специалист», «Работодатель», поучились правильно составить резюме. В заключении
было проведено тестирование для определения соответствия
индивидуально-личностных особенностей учащихся профессиональным качествам.
Итак, если сравнивать
работу библиотек по профориентации нынешнего и предыдущих годов, видны
позитивные изменения. В библиотеках стараются проводить мероприятия с
приглашением специалистов, проводить комплексные мероприятия. Большое
внимание библиотекари уделяют выбору профессии старшеклассников, при подготовке
различных мероприятий используют новые информационные технологии.
Однако, есть и ряд
проблем. Книжные выставки, обзоры, беседы, устные журналы стали традиционными
формами профориентационной работы в библиотеках. Но, к сожалению, все эти формы
при всей их необходимости часто оставляют читателей в роли пассивных
слушателей, не вовлекают их в процесс решения активного профессионального
самоопределения.
В условиях недостаточного
комплектования, нехватки необходимой справочной литературы по данному
направлению представляется целесообразным использование при подготовке
мероприятий художественной литературы, которая может знакомить с
производственно-техническим процессом (например, романы А. Хейли «Колеса»,
«Отель», «Окончательный диагноз», «Аэропорт»).
Книга, как
профориентационное средство, обладает своей спецификой: стабильностью,
кумулятивным характером. При этом необходимо различать особенности воздействия
научной и художественной литературы, т.к. роль их в профориентации неодинакова.
Беллетристика в художественной, эмоциональной форме освещает общественное
значение, состояние и перспективы развития отдельных отраслей производства,
вопросы выбора профессии. Научно-популярная книга знакомит с условиями и
требованиями производственно-образовательного порядка.
Справочная литература
освещает главным образом вопросы конкретного пути к вовлечению в данную
профессию. Хотя такое разделение является весьма условным, потому что как
научно-популярная литература может воздействовать не только на разум, но и на
эмоции читателя, так и
Очевидно, что специфика
каждого вида литературы дает возможность получить различный эффект при
использовании конкретной информации. Эмоциональный – при использовании
литературы, показывающей ярких представителей профессии. Престижный – при
использовании литературы, показывающей место конкретной профессии в народном
хозяйстве, на рынке труда. Усиливающий – при использовании литературы,
раскрывающей особенности каждой конкретной профессии, знание которых может или
укрепить человека в его решении или поколебать в нем. Утилитарный – при
использовании литературы справочного характера, показывающей, как и где
получить конкретную профессию.