1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 3

Селиванова И.Б. На перекрестке семи дорог…

Инна Борисовна Селиванова,

библиотекарь читального зала,

МУК «Библиотека им. Маяковского»,

ЗАТО г.Зеленогорск, Красноярский край

 

На перекрестке семи дорог…

Я включилась в работу по профориентации в 2002 году. С самого начала меня волновали именно психологические аспекты выбора профессии. Ведь в библиотеку меня привела подруга, то есть свое любимое дело  я сама в принципе, обрела случайно.

Профессиональное определение  включает в себя очень многое, но, прежде всего, следующие  это следующие компоненты:

·        Кем быть;

·        К какой социальной группе принадлежать;

·        Какой стиль жизни выбрать;

·        Какие цели определить для  себя в будущем.

Процесс выбора  профессии, прежде всего, характеризуется многомерностью.

Это у дошкольников вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?», затруднений не вызывает.  В подростковом возрасте, когда складываются новые личностные образования, молодой человек узнает, что заниматься каким-нибудь делом можно не только из-за интереса к нему, но и по другим соображениямДля правильного, адекватного выбора выпускнику приходится проделать большую работу, так же и  нам библиотекарям пришлось проделать большой путь, прежде чем мы определились с направленностью работы.

Целью работы был не только отбор информации о готовности выпускников к осознанному выбору профессии, а прежде всего актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся старших классов и информирование школьников о мире профессий и рынке труда региона.

Прежде чем переходить к разговору о  профессиях,  мы начинаем с бесед  об  аспектах успешного выбора профессии. С 2002 года проводится  ряд занятий с общим названием «На перекрестках семи дорог», в которых теоретические занятия подкреплены тренинговыми упражнениями. Например, мы отрабатываем «технологию превращения мечты в цель». Иногда впервые подростки осознают, что мечта и цель это разные вещи, и что им  очень трудно сформулировать, а что же я действительно хочу? Выставка с одноимённым названием вызвала интерес, её посетило 443 человека. В подборе упражнений  мы опирались на  книгу Ю. Тюшева «Выбор профессии» и на книгу М.Ф. Шевченко «Тренинг профориентации для старшеклассников».   С  принципами компьютерного профессионального  тестирования  помогли познакомиться наши партнеры  - психологи Учебно-производственного комбината Ширкин Игорь  и Савельева Ирина.

Так как наш город был в первых рядах введения профильного обучения, то вместе с учителями средних школ мы осваивали это новшество. «На перекрестках школьных наук: от выбора предмета к выбору профессии» такое название получил проект нашего совместного творчества. В него входили:  выставки в читальном зале и на юношеском абонементе, беседы  и многочисленные обзоры, подборки литературы для профильных педагогов Учебно-производственного комбината, пресс-дайджесты о самых рейтинговых профессиях. Специфику и требования регионального рынка труда нам помогают освещать специалисты Центра занятости, которые готовят информационные ежегодные отчёты о востребованности тех или иных профессий на территории города, а мы делаем подборки, как и где эти специальности можно получить, проводим беседы - тесты.

Наверно уже давно никто не проводит беседы в чисто традиционном виде.  Установка «Я лектор – ты слушатель»  неактуальна. Мне кажется естественным понимание того, что только  диалог с подростком дает нам путеводную нить, то есть возможность ориентации в выборе дальнейших тем. Так однажды  выяснилось, что многие дети,   будучи очень уверенными  в своем устоявшемся мире, а город у нас небольшой, выезжая  за его пределы, очень часто тяжело приспосабливаются к новому. В результате, уже поступив в учебное заведение, после первой сессии,  почувствовав себя неудачником, возвращаются домой. Теперь  особое внимание мы уделяем проблеме поведения, знакомства, адаптации к новой  жизненной роли – роли студента.

Промежуточные итоги работы по профориентации выглядят так – участниками стали 1294 человека, прошло 30 групповых встреч, слушатели воспользовались 1096 печатными источниками. В работе активно используем профориентационные ресурсы Интернет.

Специфика профориентационной работы заключается в том, что ее результаты отсрочены во времени – ее плоды видны через 5-6 лет, и проследить обратную связь силами библиотеки мне представляется проблематичным. Хотелось бы узнать, как это делается в других  библиотеках.

Категория: Секция № 3 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: