Инна Борисовна Селиванова,
библиотекарь читального зала,
МУК «Библиотека им. Маяковского»,
ЗАТО г.Зеленогорск, Красноярский край
На
перекрестке семи дорог…
Я включилась в работу по
профориентации в 2002 году. С самого начала меня волновали именно психологические
аспекты выбора профессии. Ведь в библиотеку меня привела подруга, то есть свое
любимое дело я сама в принципе, обрела случайно.
Профессиональное
определение включает в себя очень многое, но, прежде всего, следующие это
следующие компоненты:
·
Кем
быть;
·
К
какой социальной группе принадлежать;
·
Какой
стиль жизни выбрать;
·
Какие
цели определить для себя в будущем.
Процесс выбора профессии, прежде всего,
характеризуется многомерностью.
Это у дошкольников вопрос «Кем ты станешь, когда
вырастешь?», затруднений не вызывает. В подростковом возрасте, когда
складываются новые личностные образования, молодой человек узнает, что
заниматься каким-нибудь делом можно не только из-за интереса к нему, но и по
другим соображениям. Для правильного, адекватного выбора выпускнику
приходится проделать большую работу, так же и нам библиотекарям пришлось
проделать большой путь, прежде чем мы определились с направленностью работы.
Целью работы был не только отбор информации о
готовности выпускников к осознанному выбору профессии, а прежде всего
актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения учащихся
старших классов и информирование школьников о мире профессий и рынке труда
региона.
Прежде чем переходить к разговору о профессиях,
мы начинаем с бесед об аспектах успешного выбора профессии. С 2002 года
проводится ряд занятий с общим названием «На перекрестках семи дорог», в
которых теоретические занятия подкреплены тренинговыми упражнениями. Например,
мы отрабатываем «технологию превращения мечты в цель». Иногда впервые подростки
осознают, что мечта и цель это разные вещи, и что им очень трудно
сформулировать, а что же я действительно хочу? Выставка с одноимённым названием
вызвала интерес, её посетило 443 человека. В подборе упражнений мы опирались
на книгу Ю. Тюшева «Выбор профессии» и на книгу М.Ф. Шевченко «Тренинг
профориентации для старшеклассников». С принципами компьютерного
профессионального тестирования помогли познакомиться наши партнеры -
психологи Учебно-производственного комбината Ширкин Игорь и Савельева Ирина.
Так как наш город был в первых рядах введения
профильного обучения, то вместе с учителями средних школ мы осваивали это
новшество. «На перекрестках школьных наук: от выбора предмета к выбору
профессии» такое название получил проект нашего совместного творчества. В него
входили: выставки в читальном зале и на юношеском абонементе, беседы и
многочисленные обзоры, подборки литературы для профильных педагогов Учебно-производственного
комбината, пресс-дайджесты о самых рейтинговых профессиях. Специфику и
требования регионального рынка труда нам помогают освещать специалисты Центра
занятости, которые готовят информационные ежегодные отчёты о востребованности
тех или иных профессий на территории города, а мы делаем подборки, как и где
эти специальности можно получить, проводим беседы - тесты.
Наверно уже давно никто не проводит беседы в чисто
традиционном виде. Установка «Я лектор – ты слушатель» неактуальна. Мне
кажется естественным понимание того, что только диалог с подростком дает нам
путеводную нить, то есть возможность ориентации в выборе дальнейших тем. Так
однажды выяснилось, что многие дети, будучи очень уверенными в своем
устоявшемся мире, а город у нас небольшой, выезжая за его пределы, очень часто
тяжело приспосабливаются к новому. В результате, уже поступив в учебное
заведение, после первой сессии, почувствовав себя неудачником, возвращаются
домой. Теперь особое внимание мы уделяем проблеме поведения, знакомства,
адаптации к новой жизненной роли – роли студента.
Промежуточные итоги работы по профориентации
выглядят так – участниками стали 1294 человека, прошло 30 групповых встреч, слушатели
воспользовались 1096 печатными источниками. В работе активно используем
профориентационные ресурсы Интернет.
Специфика профориентационной работы заключается в
том, что ее результаты отсрочены во времени – ее плоды видны через 5-6 лет, и
проследить обратную связь силами библиотеки мне представляется проблематичным.
Хотелось бы узнать, как это делается в других библиотеках.
|