1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 3

Ткаченко С.С. Дороги, которые мы выбираем: профориентационная работа Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества

Светлана Сергеевна Ткаченко,

главный библиотекарь отдела

справочно-информационного и библиографического сервиса

ГУК «Кемеровская  областная  библиотека

для детей и юношества»

 

Дороги, которые мы выбираем: профориентационная работа Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества

 

Выбор профессии – главная социальная задача молодежи, а желание получить хорошую профессию является приоритетным для большинства молодых людей. Но именно молодежь, как специфическая категория  населения, нуждающаяся в трудоустройстве, является наиболее социально незащищенной вследствие своих возрастных особенностей (отсутствие опыта, низкая квалификация даже при наличии специального образования, отсутствие навыков социальной адаптации, проблемы самоопределения).

А. Декурсель утверждал, что «призвание - есть течение, которому полезно учинить препятствие в его истоке для того, чтобы увидеть, река ли это или только ручеек». Препятствий действительно немало. Сегодняшнее поколение молодых чаще, нежели предыдущие, рискует остаться без образования, не найти работы, не выдержать конкуренции в сфере бизнеса. Но одно из главных – недостаток информации.

Понимание серьезности этих проблем диктует необходимость профессионального подхода со сторон всех работающих с молодежью специалистов: педагогов, психологов, социальных работников и, конечно же, библиотекарей. Именно специалисты способны уменьшить риск непра­вильного выбора профессии, который может отри­цательно сказаться на всей последующей жизни.

В связи с изменением престижа многих профессий, с появлением такой серьезной проблемы как безработица, работа по профориентации претерпела существенные изменения. Главным в этой работе сегодня выступает возможность предоставления молодому пользователю  широкой информации по вопросам получения образования,  перспективам профессионального роста, востребованности определенных профессий на рынке труда, трудоустройстве молодежи на временные, сезонные виды работ.

Библиотека с ее ресурсами обеспечивает доступ к знаниям и полной достоверной информации, причем, что немаловажно, на бесплатной основе. Сегодня библиотека, работающая с молодежью, по сути, является учреждением с полным набором не только информационных, но и консультационных услуг.     

Опираясь на образовательные учреждения, социальные и психологические службы, центры занятости и профориентации, библиотека способна оказывать эффективную помощь молодым людям.  

Библиотека занимает свою информационную нишу. Не каждый подросток пойдет в Центр занятости или Молодежную биржу труда для получения интересующей ему информации. А в библиотеке, куда он приходит для удовлетворения своих образовательных потребностей, эту информацию готовы представить.

С целью формирования единого информационного пространства как системы качественного и своевременного доступа молодежи к социально-значимой информации, оперативного выявления и решения социальных проблем молодого поколения в Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества действует информационный Центр социальной адаптации детей и молодежи, где квалифицированные специалисты – библиотекари, психологи, юристы, работники медико-психологических центров оказывают бесплатную консультативную помощь.  

Центр социальной адаптации детей и молодежи объединяет три службы: информационно-правовую службу «Ориентир» (гражданско-правовое просвещение), информационно-просветительскую службу «Маяк» (формирование позитивного отношения к жизни и здоровью) и справочную службу «Профконсультант», о которой и пойдет речь ниже.

Центр социальной адаптации детей и молодежи работает по целевой комплексной программе «Дороги, которые мы выбираем», которая придает деятельности библиотеки целенаправленный и долгосрочный характер.   

Основные виды деятельности по программе: информационно-библиографическая; координационная; информационно-просветительская; информационно-досуговая; методическая, консультативная, издательская.  

Главная задача справочной службы «Профконсультант» – организация консультативного и информационного обслуживания читателей в помощь выбору профессии и учебного заведения.

 В целом, работа по профориентации в библиотеке ведется по двум направлениям:

- профессиональное информирование - предоставление информации о различных профессиях, путях их получения и встречи с ведущими специалистами наиболее значимых для юношества профессий;

- профессиональное консультирование - помощь юношеству в выборе профессии с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья, анкетирование и организация встреч с психологом и специалистами центров занятости и центров профессиональной ориентации молодежи.

Деятельности службы «Профконсультант» реализуется при активном содействии Молодежной биржи труда, Центра занятости, Центра профессиональной ориентации молодежи. Специалисты-психологи являются абонентами индивидуального и группового информирования.

Сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах; информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда; сезонных работах для молодежи размещены на информационном стенде службы «Профконсультант». Здесь дана информация о новых профессиях, востребованных на рынке труда Кемеровской области, о рейтинге профессий в регионе, о свободных рабочих местах, сезонных работах, обучающих курсах.

Работа по профессиональной ориентации молодежи подразумевает создание информационного массива по выбору профессии и развитие системы массового, группового и индивидуального информирования по проблемам профориентации.

В библиотеке сформирован солидный книжный фонд по вопросам выбора профессии, выписывается около 10 наименований периодических изданий, уделяющих пристальное внимание вопросам выбора учебного заведения и выбора профессии. 

Совершенствуется справочно-поисковый аппарат библиотеки. Любая информация о новой профессии, советы по подготовке к экзаменам, оперативно отражается в систематической картотеке статей в виде предметных рубрик. В тематических картотеках выделяются разделы, так или иначе касающиеся данного направления: так, например, в отделе библиотековедения выделена рубрика  «Образ библиотекаря в литературе». Совершенствование поискового аппарата способствует полному многоаспектному раскрытию фонда.

В электронном каталоге в программе «Либер-Медиа» ведется аналитическая роспись журналов («Карьера», «Абитуриент», «Куда пойти учиться», «Обучение за рубежом», «Элитное образование», «Высшее образование в России и за рубежом»).

В работе по профориентации сотрудниками библиотеки активно используются видео, слайды, мультимедийные средства – CD, DVD, Internet.

Уже более 10 лет ведется БД «Инновационное образование», предназначенная для сбора, хранения и поиска информации об учебных заведениях (вузах, техникумах, профессиональных училищах, школах и т.д.). БД содержит сведения: об адресных реквизитах и телефонах учебного заведения; о статусе заведения и уровне получаемого образования; о наличии лицензии; о форме собственности; о факультетах и специальностях; об условиях поступления, о льготах, оплате. Кроме того, программа предоставляет возможность для расширения и дополнения сведений об инновационных образовательных процессах, интересных методиках обучения, о педагогах-новаторах; содержит публикации о данном учреждении образования, а также позволяет создавать списки литературы, предлагаемые библиотекой.

БД может использоваться как в режиме «запрос-ответ» (например, в каком учебном заведении города Кемерово можно получить конкретную специальность), так и для подготовки печатных и электронных изданий (например, справочников, указателей).

Расширение ресурсов библиотеки происходит также за счет организации доступа к информации по выбору профессии через Интернет. На сайте библиотеки (http://libkem.ru/) представлены полнотекстовые документы: дайджест «Калейдоскоп профессий», содержащий информацию о профессиях, необходимых нашему региону, а также ссылки на учебные заведения в Кемерово и Кемеровской области, в которых этой профессии обучают; справочники серии «Мир профессий», где подробно рассказывается о профессиях, специальностях, предлагается тест на определение способностей к данной профессии, дана профессиограмма, указаны учебные заведения, в которых можно получить эту профессию; буклеты «Профессия – библиотекарь», «Я б компьютерщики пошел - пусть меня научат», «Как сдать экзамены», «Как написать резюме»; листовки-рекомендации для абитуриентов: «Как поступить в вуз», для родителей: «Советы родителям  будущих абитуриентов» и многое другое.

Знакомство с миром современных профессий, их значением в обществе, социальным престижем, применяемой техникой, с методами овладения той или иной специальностью, а также с требованиями предъявляемыми профессией к человеку осуществляется с помощью информационно-досуговой деятельности. Применяются следующие формы и методы:

         Интеллектуально-творческие игровые программы;

         Дискуссионные клубы;

         Проблемные обзоры;

         Дни профессий;

         Выставки.

Большой популярностью у молодежи пользуются интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях.

В отличие от традиционных форм мероприятий, где аудитория выступает в роли слушателей, дискуссионный клуб имеет ярко выраженный личностный подход, где каждый участник активно вовлечен в разговор. Подросток рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так,  например, в рамках Недели Гендерного равенства «Между равными» в День профессий прошел Дискуссионный клуб «Мужские» и « женские» профессии». Цели и задачи мероприятия: гендерное просвещение молодежи; преодоление гендерных стереотипов молодых людей в вопросах выбора профессии.

Обсуждалась проблема «мужских» и «женских» профессий. Когда появилось такое разделение, по каким признакам оно осуществляется, насколько это актуально в наши дни, почему на руководящих должностях, в основном, работают мужчины, правда ли, что у безработицы «женское» лицо, почему  женщины за тот же самый труд получают гораздо меньшую зарплату, каковы гендерные особенности  рынка труда. Ответы на эти и другие вопросы пытались  найти в ходе дискуссии  старшеклассники, а также принимавшие участие в обсуждении психолог – профконсультант Кемеровского центра профориентации и начальник отдела информационной политики Кемеровского центра занятости. 

Выставки как формы наглядной и массовой работы дают возможность читателям ознакомиться с имеющимися в библиотеке книгами, журналами, мультимедийными изданиями, а иногда и с не всегда доступными и редкими материалами или художественными произведениями. Некоторые выставки («Есть такая профессия…»; «Дело, которому ты служишь») сопровождаются буклетом-путеводителем.

Основная цель проведения Дней профессий – информирование старшеклассников и учащихся средне-специальных учебных заведений о специфике и перспективах работы определенных профессий, существующих специализациях, условиях поступления, положении на региональном рынке труда. Помимо приглашенных специалистов из Центров занятости и профориентации практикуются неформальные встречи со студентами и преподавателями тех факультетов, о которых идет речь.

Психологом Центра профессиональной ориентации молодежи оказываются в библиотеке бесплатные индивидуальные и групповые консультации по выявлению профессиональных интересов и склонностей подростков.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества является методическим центром для библиотек области. Специалист отдела справочно-информационного и библиографического сервиса является куратором направления «Профессиональная ориентация молодежи». В течение года он оказывает индивидуальные (в том числе телефонные и виртуальные) и групповые консультации; выступает перед слушателями областных курсов повышения квалификации, выезжает в города и районы области, где принимает участие в семинарах, круглых столах, лекториях по теме профессиональной ориентации молодежи.

Формы повышения квалификации данного специалиста:

·                     подготовка методических консультаций, аналитических статей, выступлений, презентаций, обзоров (ежегодно);

·                     составление ежегодного аналитического отчета;

·                     чтение профессиональной прессы.

Каждой ЦБС области предоставляется бесплатный экземпляр издательской продукции по вопросам выбора профессии.

Таким образом, деятельность Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества по профессиональной ориентации молодежи является одним из ведущих направлений. Библиотека в своей работе стремится качественно улучшать формы  и методы работы,  расширять рамки сотрудничества, находить новых партнеров и единомышленников.     

Работа информационного Центра социальной адаптации детей и молодежи в библиотеке способствует координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих по проблемам молодежи; оказанию бесплатной консультативной помощи  и информационной поддержки молодых людей и в конечном итоге - более успешной социальной адаптации молодых людей.

Комплексные мероприятия позволяют привлечь молодежь в библиотеку. Именно здесь подросток может получить квалифицированную информационную помощь в решении своих проблем. Ведь, как сказал классик, «дело не в дороге, которую мы выбираем; а то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу».

В 2006 году информационный центр социальной адаптации детей и молодежи стал лауреатом  именной кузбасской премии имени С.А. Сбитнева в номинации «На лучшую постановку работы по библиотечному обслуживанию  юношества и молодежи». Помимо финансовой поддержки на дальнейшее развитие деятельности Центра, мы получили признание социальной значимости нашей работы, которая обусловлена решением сложной задачи - уменьшить воздействие на молодых людей негативных последствий  трансформации общества.

Категория: Секция № 3 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 2772 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: