Инновации
в системе довузовской подготовки в Красноярском государственном аграрном
университете
Бекетова Т.А., к.с.-х.н., доцент
cno@kgau.ru
Профессиональное
самоопределение и осознание своего профессионального будущего представляется
как многофакторная система, для адекватного развития которой необходимо
гармоничное сочетание всех этапов подготовки кадрового потенциала региона.
На этапе
перехода от школьного образования к высшему образованию очень важен момент
точного «попадания» абитуриента в нужное профессионально-информационное русло.
Приоритетным
направлением деятельности в Красноярском государственном аграрном университете
на этапе довузовской подготовки является работа с учащимися средних
общеобразовательных школ, которые составляют 91 - 93% контингента
абитуриентов.
Важной составляющей в
довузовской подготовке является повышение мотивации осознанного выбора
получения дальнейшего образования, знакомство с особенностями и спецификой
будущей профессии. Одним из звеньев, позволяющим создать условия для раскрытия
способностей учащихся является предпрофильная и профильная подготовка
старшеклассников. В системе «Школа – Вуз» КрасГАУ апробировано и реализуется
несколько направлений сотрудничества с учащимися средних общеобразовательных
школ:
1. довузовские центры и профильные
классы в сельских районах и городах Красноярского края;
2. Малая аграрная академия
3. краевая интенсивная школа и летние
научные школы старшеклассников;
4. подготовительные курсы (шестимесячные,
трехмесячные, двухнедельные, заочные).
Довузовские центры
Довузовские
центры функционируют на основании договоров о творческом
сотрудничестве между КрасГАУ, агентством образования администрации
Красноярского края, администрациями районов, управлениями образования,
образовательными учреждениями и планов совместных мероприятий.
Довузовские
центры позволяют наиболее полно удовлетворить потребности учащихся
отдельных
удаленных сельских школ края в углубленных знаниях, эффективно
осуществлять научно-методическое
обеспечение центров. Структуру довузовских центров составляют
профильные классы
по следующим направлениям: естественно-научному,
социально-экономическому,
гуманитарному. В районах и городах края ежегодно, начиная с 1996-2003
г.г. работает 10-13 довузовских центров. В среднем ежегодно в
довузовских центрах обучается 365
учащихся 10-11 классов.
Профильные классы
Важным звеном, позволяющим создать условия для раскрытия способностей учащихся
является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников. В рамках
этого направления разработаны профильные курсы в соответствии с запросами
потребителя (учащихся школ), например: профильные курсы по агроэкологии,
животноводству, плодоовощеводству биолого-химическая школа, «Экологическое краеведение»,
«Основы экономики», школа «Биохим», «Ландшафтный дизайн», «Введение в
финансовую математику», профильный класс по направлениям: агрономическое,
зооинженерное, механизации сельского хозяйства элективные курсы «Эколого -
экономический аудит агрокомплекса», «Правовые и экономические вопросы
организации основ малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном
комплексе».
Малая аграрная академия
Концепция деятельности Малой агарной академии - поиск и отбор
талантливой молодежи среди учащихся школ, лицеев, колледжей для поступления на
специальности аграрного профиля, затем их дальнейшее сопровождение через НИРС –
(публикации, выступления) – аспирантура – формирование кадрового потенциала.
Цель деятельности Малой
аграрной академии: создание единого научно-образовательного пространства в
системе непрерывного аграрного образования «Школа - ПУ - Колледж (Техникум) -
Вуз» с целью привлечения молодежи к исследовательской и проектной деятельности,
повышения престижа сельскохозяйственного образования и аграрной науки.
В рамках Малой аграрной академии
работают отраслевые отделения творческие лаборатории:
Агроэкология
– творческие
лаборатории: «Биолого-почвенная «BIOPED», «Декоративное
цветоводство и ландшафтный дизайн», «Экологическая экспертиза», «Растениеводство
и плодоовощеводство», «Генетика количественных признаков и селекция растений»;
Зооветеринария - творческие
лаборатории: «Основы морфологии животных», «Ветеринарно-санитарная
экспертиза», «Основы селекции животных», «Кормление домашних животных»;
Инженерия -
творческие лаборатории: «Энергия и жизнь», «Принципы инженерного творчества»;
Экономика
и управление - творческие лаборатории: «Агробизнес», «Основы
предпринимательства»;
Переработка
сельскохозяйственной продукции - творческие лаборатории: «Хлебобулочные
и кондитерские изделия», «Технология консервирования», «Переработка мяса и
молока».
Социально-экономическое
развитие территорий края – творческая лаборатория: «Система
координат».
Краевая интенсивная школа
старшеклассников «Система координат»
В последние годы (2003-2006 г.г.) в рамках Программы развития системы дополнительного образования Красноярского края
«Поколение XXI века: развитие Человеческого
потенциала» агентства образования администрации Красноярского края реализуется
проект «Система координат», включающий в себя круглогодичный цикл работы с
сельской молодежью: сетевая организация научных школ старшеклассников (летние,
зимние школы), олимпиады, интеллектуальные ринги.
Основная
идея проекта: подготовка нового поколения профессионалов,
формирование сообщества креативного класса менеджеров, умеющих видеть проблему
района, края, способных выбирать инновационные пути решения, позволяющие
создать необходимые условия для возрождения агропромышленного комплекса Красноярского
края, сохранения социальной сферы села (образования, здравоохранения,
культуры).
Круглогодичная
образовательная программа «Система координат» предназначена для учащихся 8-11
классов, увлеченных экологией, экономикой, краеведением, регионоведением,
энергетикой, вопросами исследования рационального использования ресурсов.
Каждый из них, имея определенные теоретические знания и практический опыт,
научные предпочтения, мотивирован на научно-практическое их применение в
условия села, с целью создания «сельской территории – территории будущего».
Цель краевой
интенсивной школы: привлечение молодежи к проблемам родного
региона, села, развитию умения видеть и решать проблемы рационального
использования природных и производственных ресурсов территорий на современном
научном уровне с использованием современных компьютерных и коммуникативных технологий
через включение в процесс исследовательской работы.
Программа школы
разработана по модульному принципу (5 модулей). Используя системный подход, от
модуля к модулю формируется мировоззренческая позиция школьника относительно
значения места той территории или поселения («Малой Родины»), где он проживает
для развития региона в целом. В дискуссиях и обсуждениях дается сравнительная
оценка территорий, устанавливается разнообразие природных и производственных
ресурсов, выдвигаются гипотезы их рационального использования, конкретные
предложения, которые являются основой выбора тем исследовательских работ.
I модуль
«Исследование территории как системы «Экология-Экономика-Энергетика»
(февраль-март, 5 дней). Введение основных понятий агроэкологии,
экономики, энергетики (систематизация этих знаний с позиций практического
аудита), погружение в проблему посредством индивидуального изучения природных
или производственных ресурсов конкретных территорий.
II модуль
«Исследование природных и производственных ресурсов сельских территорий»,
(апрель-май, 5 дней). Выявление актуальных проблем территории
(района, города, поселения), основываясь на анализе природных и производственных
ресурсов района (города, поселения).
III
модуль «Стратегия и тактика исследования территорий. Выдвижение гипотезы»,
(июль-август, 12-14 дней). Сетевая организация летних научных школ
старшеклассников на контрастных территориях Красноярского края:
Биолого-почвенная «BIOPED»: идея школы - оценка состояния
залежных земель, эколого-экономические рекомендации по их рациональному
использованию, направления - биолого-почвенное и экономическое;
«Аудиторы XXI»: идея школы - экспертиза состояния
и разработка плана развития предприятий АПК, направления - агроэкологическое,
экономическое; энергетическое.
«Энергия и жизнь»: идея школы - разработка и технико-экономическое
обоснование инженерных проектов для обеспечения жизнедеятельности на селе и
социально-экономического развития региона, направления - инженерное,
экономическое, агроэкологическое.
«Экологический аудит 21 века»: идея школы – экологическая оценка
природных ресурсов и их рациональное использование, направление –
экологическое.
IV модуль
«Понять, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы рационально использовать»
(сентябрь-октябрь, 2-3 дня). Работа с конкретным материалом по месту
проживания, доработка собственных проектов, их оформление. Консультации с разработчиками
программы, с педагогами-тьюторами.
V модуль. «Первый шаг к открытию. Ярмарка
идей», слет участников проекта «Система координат» (ноябрь-декабрь). Слет
участников образовательного проекта, презентация идей, научно-практическая
конференция старшеклассников и молодых ученых, выработка рекомендаций.
Подготовительные
курсы и подготовительное отделение
Получение образования
на более высокой ступени, требует и более глубокого знания общеобразовательных
предметов, чтобы выдержать конкурсный отбор при поступлении в вуз. В связи с
этим традиционной и стабильной формой работы со школьниками и выпускниками
средних общеобразовательных школ являются подготовительные курсы (6-месячные,
3-х месячные, двухнедельные), заочные курсы и подготовительное отделение. Цель
работы курсов, отделения, – это углубленное изучение предметов, вынесенных на
вступительные испытания, в том числе подготовка к единому государственному
экзамену. Контингент слушателей подготовительных курсов и подготовительного
отделения стабилен и составляет 400-500 человек ежегодно.
Довузовская подготовка в
системе среднего общего и среднего профессионального образования позволяет
формировать на 42,4 - 65,9 % контингент студентов 1 курса через
длительные формы довузовской подготовки (подготовительные курсы, Малая аграрная
академия, краевые интенсивные школы, довузовские центры). Краткосрочные
образовательные модули (конкурс НИР, летние научные школы, слеты участников
системы непрерывного образования), в большей степени, имеют профориентационное
значение, способствуя школьникам осознанному выбору дальнейшего жизненного
пути.
Организация таких
молодежных форумов позволяет осуществлять сопровождение молодежи от школьника
до студента – аспиранта – специалиста, привлекая к обучению в вузе талантливых
старшеклассников.
Реализация этих
направлений позволяет с определенной регулярностью организовывать массовые
форумы старшеклассников, которые через коммуникации «ученик - ученик», «ученик
- преподаватель вуза», «педагог школы - преподаватель вуза», информируют
молодежную среду об инновациях в вузе, что способствует осознанному
самоопределению школьника. Учащийся, прошедший путь профильной школы в разных
ее проявлениях, имеет большую степень вероятности не ошибиться в выборе своего
дальнейшего жизненного пути. Эти студенты, как правило, формируют студенческую
элиту и аспирантуру.
|