В.М.Морозова,
ведущий специалист
отдела профконсультаций центра профориентации,
г. Томск
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Переход школ на
профильное обучение требует совмещения профориентационной работы с предметным
обучением. Одновременно с этим обязанностью учителей и специалистов Центра
становится создание в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения
условий для максимального развития интересов и склонностей учащихся, прогнозирование
успешной реализации учебных предпочтений и жизненных планов школьников.
С
учетом возрастных
особенностей учащихся специалистами Центра разработана, апробирована и
внедрена в учебный процесс базовых школ №№ 19, 28, 40, гимназии № 1 г.
Томска Комплексная психолого-профориентационная программа. Важным её
компонентом является программа
«Выбор», призванная сформировать у учащихся 10-11 классов практические
умения в
освоении основных стратегий выбора профессиональной карьеры, целью
которой является
актуализация процесса профессионального самоопределения
старшеклассников,
повышение их конкурентоспособности на рынке труда и
психолого-профориентационной компетентности. Основные задачи программы
«Выбор» –
способствовать развитию у школьников осознания себя как субъекта
будущей
трудовой деятельности, научить их анализировать реалии рынка труда и
образовательных услуг, принимать решения в выборе индивидуального
маршрута
образования.
Реализуя данную программу
специалисты Центра используют как групповую, так и индивидуальную формы работы,
с применением профдиагностики, бесед, сюжетно-ролевых игр, упражнений. Также проводятся
пресс-конференции, круглые столы, встречи с представителями профессий, конкурсы.
Ведущая идея, лежащая в
основе каждого профориентационного занятия, состоит в том, что мы рассматриваем
его как групповую консультацию, где результатом являются определенные
рекомендации. Обсуждение учебных материалов строится на принципах
добровольности и допустимой для каждого из участников степени откровенности.
Вопросы для обсуждения исходят от учащихся в соответствии с актуальными
проблемами их возраста и статуса, например: как готовить себя к поступлению в
вуз; каков рейтинг учебных заведений и профессий; о востребованности и
престижности рабочих профессий на рынке труда и др. Программой предусмотрены
профессиональные консультации, проводимые в форме группового занятия, где может
быть организована ролевая игра (например, «Пришельцы», «Чемоданчик»). Подобные
тренинги дают возможность старшеклассникам попробовать себя в какой-либо роли и
узнать о том, как это воспринимается другими.
Занятия по программе
«Выбор» помогают активизировать личностный потенциал, узнать качества,
необходимые для успеха в профессиональной деятельности, освоить навыки
рефлексии и принцип принятия оптимальных решений. В ходе занятий
старшеклассники обучаются навыкам работы по формированию позитивного образа
будущего и составлению профессионального плана. Для этого ученики активно
работают с моделью специалиста, ищут ответы на вопросы о своих личностных
возможностях в профессиональной сфере, проходя диагностику на выявление
личностных особенностей и формируя «Я-образ» успешного, уверенного человека. Здесь
используются методики для диагностики способностей, самооценки, уровня развития
волевых качеств, а также игры и упражнения, направленные на развитие навыков,
необходимых для приема на работу, составления резюме и др. Они помогают
ученикам стать более успешными, увидеть разные аспекты профессиональной
деятельности и повысить уровень толерантности к проблемам, существующим на
рынке труда.
Заключительное занятие
проходит по теме «Проектирование профессионального жизненного пути». Его цель –
составление личного профессионального плана, над которым старшеклассники
работали в течение всего курса. Для этого используются три анкеты:
- анкета профессиональных намерений;
- анкета информирования о рынке труда;
- анкета планирования достижения цели.
Проведение анкетирования
позволяет расширить у учащихся понимание вопросов жизненного и
профессионального самоопределения, выбора траектории продолжения образования.
Ответы учеников на вопросы анкеты дают им возможность анализировать сформированность
представления об особенностях выбора своей будущей профессиональной
деятельности, а также отслеживать факторы, оказывающие влияние на формирование
образовательных запросов в старшей школе. Для учеников старшей школы – это возможность
ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем.
Степень эффективности
программы «Выбор» можно проследить по результатам входной и выходной
диагностики (см. рис. 1).
Рис. 1. Степень
эффективности программы Выбор»
Программа дает высокие
результаты, она востребована. Благодаря ей старшеклассники осваивают знания
рынка труда и образовательных услуг, требования к составлению профессионального
плана, навыки принятия решения. Знакомясь с приемами самопознания личности,
учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми
к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных
намерений.
|