1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 4

Морозова В.М. Актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников

В.М.Морозова,

ведущий специалист

 отдела профконсультаций  центра профориентации,

 г. Томск

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Переход школ на профильное обучение требует совмещения профориентационной работы с предметным обучением. Одновременно с этим обязанностью учителей и специалистов Центра становится создание в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения условий для максимального развития интересов и склонностей учащихся, прогнозирование успешной реализации учебных предпочтений и жизненных  планов школьников.

С учетом возрастных особенностей учащихся специалистами Центра  разработана, апробирована и внедрена в учебный процесс базовых школ №№ 19, 28, 40, гимназии № 1 г. Томска Комплексная психолого-профориентационная программа. Важным её компонентом  является программа «Выбор», призванная сформировать у учащихся 10-11 классов практические умения в освоении основных стратегий выбора профессиональной карьеры, целью которой является актуализация процесса профессионального самоопределения старшеклассников, повышение их конкурентоспособности на рынке труда и психолого-профориентационной компетентности. Основные задачи программы «Выбор» – способствовать развитию у школьников осознания себя как субъекта будущей трудовой деятельности, научить их анализировать реалии рынка труда и образовательных услуг, принимать решения в выборе индивидуального маршрута образования.

Реализуя данную программу специалисты Центра используют как групповую, так и индивидуальную формы работы, с применением профдиагностики, бесед, сюжетно-ролевых игр, упражнений. Также проводятся пресс-конференции, круглые столы, встречи с представителями  профессий, конкурсы.

Ведущая идея, лежащая в основе каждого профориентационного занятия, состоит в том, что мы рассматриваем его как групповую консультацию, где результатом являются определенные рекомендации. Обсуждение учебных материалов строится на принципах добровольности и допустимой для каждого из участников степени откровенности. Вопросы для обсуждения исходят от учащихся в соответствии с актуальными проблемами их возраста и статуса, например: как готовить себя к поступлению в вуз; каков рейтинг учебных заведений и профессий; о востребованности и престижности рабочих профессий на рынке труда и др. Программой предусмотрены профессиональные консультации, проводимые в форме группового занятия, где может быть организована ролевая игра (например, «Пришельцы», «Чемоданчик»). Подобные тренинги дают возможность старшеклассникам попробовать себя в какой-либо роли и узнать о том, как это воспринимается другими.

Занятия по программе «Выбор» помогают активизировать личностный потенциал, узнать  качества, необходимые для успеха в профессиональной деятельности, освоить навыки рефлексии и принцип принятия оптимальных решений. В ходе занятий старшеклассники обучаются навыкам работы по формированию позитивного образа будущего и составлению профессионального плана. Для этого ученики активно работают с моделью специалиста, ищут ответы на вопросы о своих личностных возможностях в профессиональной сфере, проходя диагностику на выявление личностных особенностей и формируя «Я-образ» успешного, уверенного человека. Здесь используются методики для диагностики способностей, самооценки, уровня развития волевых качеств, а также игры и упражнения, направленные на развитие навыков, необходимых для приема на работу, составления резюме и др. Они помогают ученикам стать более успешными, увидеть разные аспекты профессиональной деятельности и повысить уровень толерантности к проблемам, существующим на рынке труда.

Заключительное занятие проходит по теме «Проектирование профессионального жизненного пути». Его цель – составление личного профессионального плана, над которым старшеклассники работали в течение всего курса. Для этого используются три анкеты:

- анкета профессиональных намерений;

- анкета информирования о рынке труда;

- анкета планирования достижения цели.

Проведение анкетирования позволяет расширить у учащихся понимание вопросов  жизненного и профессионального  самоопределения, выбора траектории продолжения образования. Ответы учеников на вопросы анкеты дают им возможность анализировать сформированность представления об особенностях выбора  своей  будущей профессиональной деятельности, а также  отслеживать факторы,  оказывающие  влияние на формирование образовательных запросов в старшей школе. Для учеников старшей школы – это возможность ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем.

Степень эффективности программы «Выбор» можно проследить по результатам входной и выходной диагностики (см. рис. 1).

Рис. 1. Степень эффективности программы Выбор»

 

Программа дает высокие результаты, она востребована. Благодаря ей старшеклассники осваивают знания рынка труда и образовательных услуг, требования к составлению профессионального плана, навыки принятия решения. Знакомясь с приемами самопознания личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессией, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Категория: Секция № 4 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 1229 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Чернявская Лилия  
0
Я согласна, введение профилього обучения школьников помимо базового уровня действительно благосклонно влияет на их самоопределение,на их выбор жизненного пути. Каждый ученик может выбрать профиль,который ему по душе и получать дополнительные знания на тему ,которая ему действительно интересна и которая пригодится ему в дальнейшем. Программа "Выбор" существенно увеличила знания старшекллассников в области определения своего будущего,а значит в дальнейшем это повысит степень самореализации каждого отдельно взятого лица. В школе,где я сейчас учусь профильные предметы- экономика и психология. И я хотела бы,чтобы этот профиль был более расширенным в плане увеличения количества предметов и часов, отведённых для этого. Согласитесь, один час в неделю по психологии ученику одиннадцатого класса, который собирается поступать на этот факультет в Высшее Учебное Заведение, мало что даёт...Хотелось бы видеть в наших школах,гимназиях и лицеях такие дополнительные предметы, как экономика в предприятии (расширенный профиль), филология (это тоже не менее востребовано), логистика, основы бухучёта и др. Это всё сделает будущих выпускников школ более осознанными в выборе профессии,а значит иулучшит экономическую и социальну ситуацию в стране в дальнейшем!

Имя *:
Email *:
Код *: