1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 4

Наац С.Ф. Мир профессий для детей начальной школы

С.Ф.Наац,

начальник

 организационно-методического отдела

 центра профориентации,

 г. Томск

 

Мир профессий для детей начальной школы

«То, что не затронуло сердце ребенка,

 никогда не будут воспроизводить его руки!» 

 

 

Выбор профессии — важное решение в жизни любого человека. К сожалению, не все ребята хорошо разбираются в реальной профессиональной деятельности человека, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

На базе Томского центра профориентации разработана психолого-профориентационная программа для учащихся с 1 по 4 класс «Мир профессий вокруг нас», которая знакомит с разнообразием мира профессий,  раскрывает профессии своих  родителей и близких людей, тем самым приближает ребят к миру взрослых.  

Целью программы является расширение представлений у детей младшего школьного возраста  о  мире профессий. 

Задачи состоят в следующем: актуализировать  интерес к окружающему миру; сформировать реалистические представления о труде людей; способствовать формированию  положительного отношения к труду других людей и к своему собственному; обучить детей взаимодействию в учебном коллективе через ролевые игры и способствовать повышению самооценки  и уверенности в себе.

Концептуальной основой программы является  типология Е.А.Климова.  В соответствии с которой, как известно,  все профессии условно делятся  на пять групп: «Человек - Природа», «Человек - Техника»,  «Человек - Человек», «Человек – Знаковая система» и «Человек – художественный образ».

На занятиях применяются такие методы работы как беседа, дидактические игры, элементы психогимнастики, ролевые игры, психологические игры и упражнения. Все они направлены на разностороннее развитие личности ребенка: на развитие  познавательных процессов, на развитие эмоциональной сферы ребенка и основное внимание уделяется  развитию коммуникативных  навыков, формированию правил общения в социуме, где дети учатся доброжелательному отношению  друг к другу.  

Уроки проходят в игровой форме, смена различных видов деятельности позволяет на протяжении всего занятия сохранять интерес к основной теме урока. Тематика занятий разнообразна, дети знакомятся с профессиями родителей (1 класс), сферы образования (2 класс), сферы обслуживания (3 класс), сферы здравоохранения (4 класс). Каждое занятие состоит из трех частей.

         1. Введение. Это часть занятия настраивает детей на доброжелательный тон занятия. Например, игра – приветствие «Ладошки». Ведущий, приветствует всех детей. Затем, спокойно и бережно прикасается ладошками к ладошкам каждого ребенка со словами: «Здравствуй, Катя! Здравствуй, Толя! и т.д.». После этого ведущий задает детям вопросы: «Как вы сегодня себя чувствуете?  Какое у вас сейчас настроение?» происходит беседа, в ней   углубляется контакт ведущего с детьми.     

2. Основная часть.  Беседа о профессиях с использованием иллюстрированного материала, загадок, стихов и др. Дети знакомятся с содержанием и орудиями  труда, с условиями работы специалиста. Знакомятся с важными профессиональными качествами. Например профессия учитель начальной школы. Вместе с детьми определить профессиональные качества педагога. Он должен обладать хорошей памятью, грамотной устной и письменной речью, быть внимательным, терпеливым, отзывчивым, должен понимать людей, быть доброжелательным и т.д.     

3. Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей ребенка (отработка важных профессиональных качеств данной профессии).  Например, мы определили профессиональные качества учителя начальных классов. Предлагаем детям игры и упражнения на развитие памяти и внимания.  Кроме этого в занятия включаются упражнения на снижение агрессивности и страхов, на повышение доброжелательности друг к другу. Для этого используются такие упражнения как: «Мне в себе нравится…, мне в тебе нравится…», «Обиженный кустик», «Слепой и поводырь», «Ласковые лапки», «Я хочу познакомиться…», «Мигалки» и т.д.

       Например, игра «Мигалки».

Цель: воспитание доброжелательности к другому человеку, развитие коммуникативных навыков.

Дети сидят за партами, учитель стоит перед классом и подмигивает одному из детей (желательно, тому ребенку, который застенчивый или у него есть проблемы в общении с другими детьми). Этот ребенок встает на место учителя, а учитель занимает его место. Ребенок подмигивает другому участнику игры, и так пока все ребята не поменяются местами.

       Программа апробировалась в течение двух лет в школах г. Томска № 28, № 40, школе-сад № 62. По результатам опроса, который проводили в начале и в конце учебного года, дети приобрели представления о разнообразном  мире профессий (более 50 профессий), навык ролевых  взаимодействий в учебном коллективе, стали увереннее себя вести.

 

 

 

Категория: Секция № 4 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 3226 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: