1 – 15 октября 2008 года, г.Красноярск

Каталог статей

Главная » Статьи » Программа » Секция № 4

Котова Е.В. Профессиональная консультация - как основной вид помощи оптанту в выборе профессии

Елена Владиславовна Котова,

 кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии детства

ГОУ ВПО Красноярский государственный университет

 им. В.П.Астафьева

г.Красноярск

 

 

Профессиональная консультация - как основной вид помощи оптанту в выборе профессии

 

Профессиональная консультация – это научно организованное информирование о профессиях, предназначенное для молодёжи в целях практической помощи в выборе профессии с учётом склонностей, интересов, способностей, а так же потребностей общества. Её могут проводить психологи, педагоги, медики, социологи. Цель профессиональной консультации – установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованием той или иной профессии. Круг решаемых задач достаточно широк: изучить личность старшеклассника, его интересы, склонности, способности; сопоставить имеющийся уровень психологической и практической готовности с требованиями выбираемой профессии; разработать рекомендации; указать пути для компенсации недостающих профессионально важных качеств личности; стимулировать саморазвитие личности оптанта. Для успешного проведения профессиональной консультации составляется оптимальная программа изучения возможностей оптанта.

Проводится консультация в следующих формах: справочная консультация (оптантам сообщается требования к приему на работу, о возможностях освоения различных профессий, сроках подготовки, систем оплаты труда); диагностическая консультация (направлена на изучение личности оптанта, его интересов, способностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии); формирующая профконсультация (цель: руководство выбором учащимися профессии, коррекции этого выбора; предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения); медико-физиологическая профконсультация (цель: выявить состояние здоровья оптанта, его психофизиологических свойств в отношении к избираемой профессии). Основой прове­дения профконсультации является определение профессиональной при­годности оптанта как наиболее полного соответ­ствия индивидуальных особенностей организма требованиям профессии, с одной стороны, для ох­раны функционально неполноценного органа или системы — с другой, с целью преимущественного использования функционально развитых физиоло­гических систем. Профессиональная пригод­ность обеспечивает успешное овладение професси­ей за время обучения, благоприятную адаптацию к условиям труда, хорошее качество труда и профес­сиональное долголетие без ущерба для здоровья.

Схемы организации взаимоотношений консультанта и консультируемого могут быть самыми разными. Так,  Е.А. Климов определяет индивидуальную консультацию как совместную деятельность, с одной стороны, выбирающего, проектирующего и с другой стороны – лица руководящего этим выбором, проектированием его общественной позиции в той мере, в какой она полагает построить хороший проект трудового жизненного пути человека, является одним из условий разностороннего развития личности.

В профконсультации наиболее распространенной (традиционной) схемой до сих пор является диагностико-рекомендательная, когда оптанта сначала обследуют с помощью разнообразных методик, анализируют полученные результаты, часть из которых (не несущих опасности травмировать клиента) совместно обсуждается в плане соотнесения с требованиями рассматриваемых профессий, после чего профконсультант выдает клиенту рекомендацию (в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций). При этом важно, действительно, не ограничивать клиента одной единственной рекомендацией, а все-таки давать ему возможность хоть какого-то выбора, о чем говорят, например, Н.Ф. Гейжан (1984) и Г.Ф. Королькова (1976). Другой распространенный способ организации взаимоотношений с клиентом основан на том, что профконсультант проводит свою работу в режиме «свободной беседы», когда разговор идет как будто бы ни о чем и, в то же время, решаются какие-то проблемы клиента. Такая беседа должна проходить ненавязчиво, внешне как бы на равных. Провести профконсультацию в таком режиме сможет далеко не каждый психолог, поскольку это требует определенного опыта и готовности к постоянной импровизации. При всей привлекательности данного типа организации взаимоотношений с клиентом, имеется большая опасность, что консультируемый человек (тем более, школьник) займет откровенно пассивную позицию, хотя видимость беседы «на равных» будет соблюдена, ведь чтобы проводить такую «свободную» консультацию психологу придется взять всю основную инициативу на себя, иначе разговор быстро станет беспредметным.

На основании опыта проведения профконсультаций с подростками Пряжников выделил следующие основные этапы организации активизирующего консультационного взаимодействия:

Предварительный этап еще до встречи со школьником, на котором консультант может познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу (определить проблему и наметить пути ее решения).

1.                 Общая оценка ситуации консультирования по следующим критериям: особенности данного учащегося (в чем он сам видит для себя проблему), условия консультирования (насколько они позволяют решать проблемы учащегося), самооценка профконсультанта (на сколько он готов помочь данному школьнику).

2.                 Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает: общее преставление о проблеме клиента и возможные пути и средства решения этой проблемы (если на предварительном этапе консультирования уже была выдвинута предварительная консультационная гипотеза, то после реальной встречи с клиентом она может быть откорректирована). В ходе профконсультационного взаимодействия с клиентом, гипотеза может претерпевать определенные изменения, но работать вообще без нее намного сложнее, поскольку консультирование в противном случае становится более хаотичным и требует от профконсультанта большего напряжения своих усилий, да и клиенту такая хаотичность может помешать понять для себя смысл совместной работы. Представленные выше этапы являются подготовкой к реальному взаимодействию,         которое начинается с третьего этапа:                                                                                          

3.                 Совместное с учащимся уточнение проблемы и целей дальнейшей работы. Данный этап может занять немало времени, но от успеха данного этапа во многом зависит, получится ли организовать дальнейшую работу как реальное взаимодействие или нет. Смысл данного этапа заключается в том, чтобы и профконсультант и клиент (школьник) работали над единой проблемой, над единым предметом их дальнейшей совместной деятельности.

4.                 Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих                                                                                                                                                                методов, например, стандартизированных психодиагностических средств (главное – чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, то есть все-таки оставался субъектом самоопределения).

5.                 Совместное подведение итогов конкретной консультации и всей работы по решению проблем профессионального самоопределения (это важно для развития рефлексии учащегося и для рефлексии самого профконсультанта, позволяющей ему постоянно корректировать работу и совершенствовать себя как профессионала). К настоящему времени проблема оценки (и самооценки) эффективности профконсультационной работы в целом не решена, хотя попытки наметить какие-то критерии и показатели в этом вопросе имеются. Сама по себе попытка осмыслить результат консультирования способствует повышению степени внутренней активности и субъективности подростка.  Естественно, данная схема не должна восприниматься как некий алгоритм. Удельный вес тех или иных этапов определяется спецификой конкретной ситуации консультирования. Например, если подросток с самого начала четко формулирует и обосновывает свою проблему, то взаимодействие с ним организуется почти сразу, без подготовительных этапов.

Последствия общения с консультантом имеют большую личност­ную значимость для клиента. Ка­ким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит и от соблюдения этических принципов профессиональной деятельности: доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Таким образом, активизирующая профессиональная консультация предполагает включение оптанта в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым, а также, чтобы он был обеспечен (с помощью профконсультанта) определенными средствами для самостоятельного и осмысленного действования при решении проблем, связанных с  профессиональным выбором.

 

Список литературы:

1. Гейжан Н.Ф. Индивидуальный подход к формированию профессональных планов старших подростков. – Л., 1984.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М., 2000.

3. Королькова Г.Ф. Некоторые особенности работы профконсультанта в зависимости от профессиональных планов оптантов и разновидностей профконсультационных ситуаций. – Л., 1976.

Категория: Секция № 4 | Добавил: Ram3ay (30.09.2008)
Просмотров: 3266 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: